Владелец: Как начиналась автомобильная Россия
Машины в жизни царского двора и русской аристократии
В № 22 (06.07.07 г.) нашего еженедельника мы напечатали статью автожурналиста Юрия Гейко "Император и автомобиль". Сегодня предлагаем вниманию читателей еще один рассказ Гейко о самых первых владельцах автомобилей в России.
Первый автомобиль в России был куплен и привезен из Европы... Нет, вовсе не царем или придворным вельможей. Гордитесь, журналисты и газетчики! Потому что первым владельцем автомобиля в России был наш коллега - издатель и редактор "Одесского листка" Василий Васильевич Навроцкий! И случилось это грандиозное событие в 1891 году, на 10 лет раньше того дня, когда русский император Николай Второй впервые приблизился к автомобилю.
Целых шесть лет Навроцкий в одиночестве раскатывал по Одессе, а в 1897 году на одесситов нападает настоящий автомобильный бум: паровик господина Севастопуло, "Линон" господ Мирасхеджи и Анатра, трехколеска "Де-Дион-Бутон" и электрическая самоходка городского головы г-на Маразли! Плюс еще пять-шесть автомобилей известных людей Одессы.
Не отстает от Одессы и Петербург - первыми при дворе паровые самодвигатели марки "Серполле" приобрели великий князь Дмитрий Константинович и министр императорского двора барон Фредерикс, ставший впоследствии президентом Императорского автомобильного общества и получивший за свои автомобильные заслуги перед Отечеством титул графа.
Фредерикс был первым, кто попытался приобщить к автомобилю императора, но две его попытки кончились неудачей. А вот князю Орлову это удалось в немалой степени потому, что князь был фанатом автомобиля, разбирался в марках и устройстве не хуже, а то и лучше профессионалов и сам - сам! - управлял автомобилем, что было чрезвычайной редкостью в те времена.
Вслед за Орловым приобрел самоход и великий князь Михаил, он тоже возил и императора, и членов его семьи.
Граф Сергей Юльевич Витте Василий Васильевич Навроцкий
Долгое время считалось, что правящая в начале прошлого века элита России относилась к автомобилю несерьезно. В особенности это касалось машин отечественного производства. Некоторые историки так и писали: преклоняясь перед иностранцами, "затирали" , мол, собственное автомобилестроение... Утверждение, мягко говоря, странное, потому что уже на примере царя мы убедились, что дела обстояли как раз наоборот: у автомобиля было множество поклонников именно в правящих кругах, среди людей богатых и влиятельных.
Одним из них был министр путей сообщения князь Хилков: сослуживцы даже ревновали его к новому виду безрельсового транспорта - увлечение князя автомобилем дошло до того, что он сам, лично совершил поездку по Военно-Грузинской дороге! Вы ездили по ней? Я ездил, так там даже сейчас, сто лет спустя, от страха мурашки по коже бегут, когда колеса в полутора метре от пропасти, а уж тогда, на тех автомобилях!
Граф Витте не только регулярно пользовался своими автомобилями, но и охотно и часто посещал заседания ИРАО - Императорского автомобильного общества. А если посмотреть список его учредителей и руководства, то обнаружим там элиту царской России: кроме перечисленных, камергер Высочайшего двора Шубин-Поздеев, флигель-адъютант Свечин, граф Гудович, граф Стенбок-Фермор, генерал-майор Безобразов и другие.
Автомобиль Яковлева и Фрезе
De-Dion-Bouton
Не отставали от аристократов и крупные промышленники - купцы Солдатенковы, например, один из которых был просто отчаянным гонщиком. Братья Нобель создали по стране десятки бензиновых станций, правда, не для автомобильных целей, для чистки одежды и бытовых нужд, но с появлением автомобилей братья Нобель разрешили обслуживать их на своих станциях по предъявлении клубного билета.
Великий князь Кирилл Владимирович председательствовал в Балтийском автоклубе. Почетным председателем Киевского автоклуба был знаменитый генерал Сухомлинов, председателем Екатеринославского автоклуба был вице-губернатор Татищев...
Если посмотреть, кто в большинстве случаев давал заказы отечественным заводам на производство автомобилей, то это будут высокопоставленные чиновники, госучреждения, муниципалитеты, военные министерства. Именно по их заказам "Пузырев" , "Лесснер" , "Фрезе" и другие выпустили большую часть своих машин. Не говоря уже о "Руссо-Балте" , который постоянно имел государственные заказы.
Ландоле "Лесснер" графа Витте
Serpollet 15 HP
Кстати, автомобили русского производства имелись и у многих тех людей, которых до недавнего времени было принято обвинять в отсутствии патриотизма. Если взять проспект "Руссо-Балта" в Риге за 1913 год, в котором перечислены самые крупные и именитые его клиенты, то мы увидим, что список возглавляет гараж Его Императорского Величества. Затем следуют четыре имени с титулом "Высочество" , полтора десятка особ княжеского и графского достоинства, с пяток крупных чиновников и длиннющий список организаций, начиная от Генштаба, кончая земскими управами и пожарными обществами.
Но в России всегда, во все времена автомобилей требовалось больше, чем в ней производилось. И потому недостающую часть и в те, царские времена покупали за границей. И не соверши Николай Второй 9 января пятого года роковую, непростительную ошибку - не расстреляй Крестный ход народа к себе...
Позвольте помечтать! Не расстреляй в тот день монархия веру в царя и в Бога, не случилось бы двух революций, большевики не подобрали бы, как площадную девку, валяющуюся в грязи власть, и Россия бы непременно победила в Первой мировой войне. А в самом начале Первой мировой государством было принято решение о строительстве шести автозаводов! И промышленникам, пожелавшим строить эти заводы, были выданы миллионные кредиты - какой бы сейчас была автомобильная Россия?... Да и не только автомобильная...
Ну не сложилось!