ПОДНИМАЯСЬ НА ГОНОЧНОМ АВТОМОБИЛЕ НА ВЕРШИНУ ГОРЫ АЙ-ПЕТРИ, СЕРГЕЙ МАЛИК ПОРОЙ РАЗВИВАЛ СКОРОСТЬ ДО 200 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС!
Достижение пилота "Формулы-1600" занесено в Книгу рекордов Украины и претендует на место в Книге рекордов Гиннесса
Президент киевского автомотоклуба, вице-президент Автомобильной федерации Украины, неоднократный чемпион и призер Украины в командных кольцевых гонках Сергей Малик на гоночном автомобиле "Формула-1600" поднялся на вершину Ай-Петри. Это достижение занесено в Книгу рекордов Украины и претендует на место в Книге рекордов Гиннесса. До этого в мире болиды класса "Формула" побывали на крыше небоскреба, соревновались на скорость с самолетом-истребителем, но еще ни один пилот гоночного автомобиля не поднимался на горные вершины.
На пути к вершине высотой в 1221 метр рекордсмену пришлось преодолеть более ста крутых поворотов
Перед стартом Сергей внимательно осмотрел болид, а затем направился к толпе, окружавшей стартовую площадку. Он подошел к стоявшей в стороне пожилой женщине, обнял и поцеловал ее. После чего направился к своему автомобилю. Женщина (как выяснилось позже, это была мама Сергея Надежда Федосеевна) осенила сына крестным знамением. Я поинтересовался у Надежды Федосеевны: "Переживаете за Сережу?". "Вы знаете, -- ответила она, -- казалось бы, должна давно привыкнуть к тому, что сын постоянно подвергается риску. Но разум понимает, а сердце не дает покоя. Он гоняет, а адреналин получаю я. Такова материнская доля -- переживать за детей. Сережа всегда меня оберегал. Даже когда стал ездить на гоночном автомобиле, долго не признавался мне в этом. Однажды на соревнованиях он разбил машину. Но я об этом узнала не сразу..."
С самим Сергеем мы встретились на набережной Ялты уже после вручения ему диплома Книги рекордов Украины, подтверждающего уникальность его достижения. Рекордсмен выглядел уставшим: сказывались моральное напряжение, трудность подъема. Ведь на пути к вершине высотой в 1221 метр Малику пришлось преодолеть более ста крутых поворотов, 93 из которых -- на 180 градусов. Зачастую радиус поворота не превышал пяти метров, да и на самой трассе две встречные машины разъезжаются впритык.
Разговор не клеился, пока на набережной не появились две девушки-близняшки, одетые в костюмы кроликов. В руках одной из них был руль. Мы тут же пригласили девушек присесть рядом с нами и поинтересовались, приходилось ли им общаться с рекордсменом. Девушки в один голос ответили: "Нет". А узнав, что Сергей стал героем Книги рекордов Украины и претендует на Гиннесса, дуэтом спели "Поздравляем тебя, дорогой наш Сергей..." и запечатлели на его щеках поцелуи. После такого поворота событий Малик разговорился.
-- Сережа, вы добирались из Киева в Крым своим ходом. По пути не случалось ли каких-нибудь непредвиденных ситуаций?
-- В Ялту мы доехали благополучно, если не считать казуса, произошедшего после спуска с Ангарского перевала, расположенного в южной части Крымских гор. Машина, на которой мы везли техническое оборудование, постоянно притормаживала на крутом спуске. В результате задымились, а затем вспыхнули тормозные колодки. Мы попытались погасить их с помощью огнетушителя, минеральной воды из бутылок, но колодки продолжали сильно дымить. Когда противопожарные средства закончились, 15 ребят из моей команды, попросив находившихся с нами женщин отойти в сторонку, стали гасить колодки с помощью "внутренних резервов". Таким образом мы и справились с возгоранием, -- смеется Сережа.
-- Сергей, я когда-то поднимался на Ай-Петри в туристическом автобусе -- серпантин впечатляет! Местами встречаются знаки "Мост в аварийном состоянии". Да и само покрытие дороги оставляет желать лучшего. Как ты рискнул подняться на вершину, да еще и на "Формуле"?
-- Пару недель назад я специально приезжал в Крым для того, чтобы ознакомиться с предстоящим маршрутом. Семь раз поднимался на вершину Ай-Петри на автомобилях различных марок: "Жигули", "Кадиллак", "Опель", "Пежо", "Рено", "Ситроен", УАЗ. Изучив чуть ли не каждый сантиметр серпантина, я написал "легенду", в которой отметил, на какой скорости должен проходить тот или иной участок дороги. Когда машину готовили к старту, то, учитывая состояние покрытия трассы (местами на ней были небольшие провалы в асфальте), на несколько сантиметров за счет регулировок подняли подвеску, чтобы днищем не задевать неровности, попадающиеся на дороге.
-- Глядя с подножья горы, можно было увидеть облака у ее вершины. При прохождении сквозь них возникали проблемы с машиной?
-- Особых не было. Водяная пыль, попав в двигатель, немного заставила поволноваться, так как машина стала вилять, уходить из-под контроля. Пришлось сбросить газ и ехать медленней.
"У многих водителей при виде "Формулы" на горном серпантине глаза становились квадратными"
-- Насколько я знаю, трассу на время твоего подъема не перекрывали, и наверняка тебе навстречу попадались спускающиеся с горы автомобили. Ты рисковал столкнуться с ними!
-- Я тщательно проанализировал маршрут. И поэтому знал, что на прямых участках трассы с хорошей видимостью могу прибавить скорость, что и делал во время подъема. Были участки, на которых я разгонял болид до 200 километров в час. На поворотах же старался ехать аккуратно. Главным было не время, за которое я поднимусь на вершину, а сам факт подъема. На вершину Ай-Петри с набережной Ялты я добрался за 48 минут, преодолев расстояние в 28 километров 30 метров. Насколько мне известно, обычная легковушка поднимается от подножия Ай-Петри к ее вершине приблизительно полтора часа.
-- "Формула" не оборудована звуковым сигналом. Как ты умудрялся обгонять впереди идущий транспорт?
-- Это верно, я не мог подать сигнал предупреждения. В одном месте мне нужно было обогнать иномарку. Я снял шлем, стал свистеть, кричать, чтобы мне уступили дорогу. Услышав мои крики, водитель взял вправо, так мы с ним и разъехались. В другом месте, уже недалеко от вершины, я увидел стоявший на повороте поперек дороги автомобиль, врезавшийся в бетонное ограждение. Я остановился и предложил ребятам помощь. В ответ услышал: "А что ты тут делаешь на гоночной?". У многих встретившихся мне водителей при виде "Формулы" глаза становились квадратными. Больше всего опасался встретить местного "джигита" на авто. Обычно они "режут" углы, а это грозит катастрофой. Но слава Богу, мне повезло, такие не попадались.
Уже на вершине я позволил себе шикануть: добавил газа и буквально пролетел под финишной аркой, а затем резко остановил болид. Честно скажу, это был просто "выпендреж" на грани риска. Но эмоции били через край, и я ничего не мог с собой поделать.
-- На старте тебя благословила мама и посетовала, что катаешься ты, а адреналин достается ей...
-- Это естественный процесс. Все родители переживают за своих детей... У меня будут дети, и я буду переживать за них, чем бы они не занимались.
-- Я слышал, что автомобиль для тебя все...
-- Это мой образ жизни.
-- А правда, что ты даже живешь в гараже?
-- Ну, иногда ночую. Весь секрет в том, что у меня нет семьи. Не сложилось пока. Я не убежденный холостяк, просто мое увлечение занимает очень много времени.
-- Говорят, что ты хотел посоревноваться на скорость с самолетами?
-- От вас ничего не скроешь, -- улыбается Малик. -- В самом деле, была мысль о соревнованиях с Су-27 или МиГом-29. В Министерстве обороны мою идею сначала поддержали, но после кадровых перестановок и трагедии в Скнилове ее пришлось отложить на неопределенное время.
На достигнутом Сергей останавливаться не собирается. У него еще много интересных задумок, которые ждут своего воплощения в жизнь...
По словам председателя Государственной туристической Администрации Украины и одновременно президента Автомобильной федерации нашей страны Валерия Цыбуха, беспрецедентное достижение Сергея Малика является шагом к популяризации автомобильного спорта в Украине. "Я надеюсь, что соревнования "Формул" в Ялте станут хорошей традицией", -- отметил Валерий Цыбух.