МАСТЕРСТВУ УЧИТ МАСТЕР
Есть люди, общение с которыми всегда доставляет радость. Именно к таким людям относится директор автомобильной школы Московской городской организации РОСТО (ДОСААФ) Александр Аркадьевич Романов, с которым мне недавно довелось встретиться. Это замечательный, талантливый человек, отличающийся сильной волей. В нем очень удачно сочетаются способности и организатора учебно-воспитательного процесса, и хозяйственника, и отличного педагога.
В том, что когда-то небольшой автомотоклуб, начинавший свою работу 45 лет назад в маленьком здании, постепенно превратился в мощную учебную организацию оборонного Общества (после коренной реконструкции на его месте было построено замечательное трехэтажное кирпичное здание), конечно же, большая заслуга органов власти г. Москвы и Московского городского совета РОСТО (ДОСААФ). Но особую благодарность заслуживают все же работники автошколы, которые на протяжении ее становления активно участвовали в строительстве и оборудовании здания и сооружений.
Образовательная деятельность автошколы лицензирована Департаментом образования г. Москвы. В течение года в автошколе обучаются 2200-2500 человек. Только для Вооруженных Сил в прошлом году было обучено около семисот призывников. Здесь готовят водителей всех категорий, а совместно с Московской объединенной морской и радиотехнической школой - еще и специалистов по силовым и осветительным агрегатам.
Большое внимание А. Романов уделяет совершенствованию учебно-материальной базы. Главный упор делается на практическое обучение, Для этого имеются кабинеты лабораторно-практических занятий и технического осмотра, классы по изучению устройства и эксплуатации автомобиля, по правилам дорожного движения и основам безопасности, кабинеты автотренажеров, медицинской подготовки и компьютерной.
Опытные преподаватели стараются, чтобы курсанты глубоко усваивали изучаемые дисциплины. Особенно напряженно трудятся преподаватели Новиков Николай Матвеевич, Канторов Михаил Игоревич, Белов Юрий Евгеньевич, а также мастера производственного обучения Карачев Александр Иванович, Гурьянов Владимир Алексеевич, Сарычев Иван Николаевич. И пока в строю такие несгибаемые ветераны, можно быть уверенным, что в ряды армии и флота встанут желанные для воинских частей молодые специалисты.
Автошкола полностью укомплектована преподавателями и мастерами производственного обучения. Она является лучшей среди родственных учебных организаций г. Москвы. Ее педагоги очень высоко отзываются о стиле работы Александра Аркадьевича. Я слушал его подчиненных и сопоставлял их слова с мнением руководителей Московского городского совета РОСТО (ДОСААФ). Они также подчеркивали, что успех в работе А. Романова определяется глубоким знанием дела и чувством личной ответственности за него.
- Мы исходим из того, - говорит А. Романов, - что патриотическое воспитание нельзя отделять от подготовки специалистов, от культивируемых в школе видов спорта. Проводим и занятия по общественно-государственной подготовке. При этом основной упор делаем на возрождение престижа армии и флота, на пропаганду их истории и традиции. Преподаватели стараются ярче и доходчивее рассказывать о сегодняшних защитниках Отечества.
Подготовка специалистов для Вооруженных Сил осуществляется здесь в две смены. В утреннее время часть помещений по договору с городским отделом образования г. Москвы используется для обучения школьников 10-11-х классов соседних средних школ по программе ОБЖ и ОВС. Занятия проводят преподаватели автошколы.
После осмотра учебных классов и бесед с людьми я понял, что во главе этого прекрасно организованного образовательного учреждения РОСТО (ДОСААФ) стоит человек, который во главу угла ставит высокий профессионализм. И это не просто слова.Романов профессионал своего дела в высоком понимании этого слова. Он водит все виды автомобильной техники, находящейся на вооружении Российской армии. Некоторые ее образцы знает досконально, возникающие неполадки может устранить, как говорят, с закрытыми глазами.
Александр Романов пользуется огромным авторитетом и среди сотрудников автошколы, и среди курсантов. Я перечитал целый ворох писем, адресованных ему.
"В том, что мы стали курсантами военного автомобильного института, огромная ваша заслуга, Александр Аркадьевич, - пишет воспитанник автошколы Алексей Сомов. - И сегодня смотрим мы на себя вашими строгими, но такими добрыми глазами, дорогой вы наш директор, прививший нам любовь к профессии военного..."
В кабинете А. Романова собраны кубки и почетные грамоты, награды за хорошую организацию оборонно-массовой работы, военно-патриотического воспитания молодежи. И когда я спросил у одного из старейших преподавателей школы Н. Новикова, а какова в этом роль директора, он ответил: "Решающая. Он учит ребят самодисциплине, показывает нам, педагогам, пример заботы о курсантах. Он человек высокой культуры, принципиальный в решении всех вопросов..."
Романов ведет переписку с командирами воинских частей и подразделений, в которых служат его выпускники. Получается, что вся военная служба воспитанников проходит как бы на его глазах, на глазах всех педагогов и курсантов школы. Но самое примечательное то, что практически каждый отзыв из войск, в котором содержатся негативные моменты о выпускниках (и такие отзывы бывают), становится предметом разговора на заседании педагогического коллектива. Благотворно на учебно-воспитательном процессе сказывается и дружба с воинами отдельного автобатальона, которым командует полковник Василий Тимофеевич Волобцев.
Сегодня автошкола - на подъеме, потенциал ее большой. Как говорят в народе, было бы дело свято, а слава сама придет. Директор занят по-настоящему святым делом - учит юношей любить Родину, верно служить ей. За это ветеран оборонной организации А. Романов награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, медалью РОСТО "Первый трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин". Он -почетный член РОСТО (ДОСААФ).
Работает он с присущей ему энергией, в полную меру сил. Особенно над решением сложных проблем. Одна из них касается соответствия учебной программы задачам, которые выполняют водители в войсках.
- У нас, к примеру, вождение автомобиля в условиях бездорожья вообще не предусмотрено, - говорит А. Романов, - а ведь еще надо научить водителя буксировать автомобиль (подбитый, неисправный). Но и на это нет ни времени, ни материальных возможностей. Кто воевал в "горячих точках", знает, что в условиях боевой обстановки марши совершаются чаще всего ночью и, как правило, с использованием светомаскировочных устройств, приборов ночного видения. У нас в автошколе, да и в других школах РОСТО (ДОСААФ) этого нет. А зря. Думается, что внесение изменений в программы шкод РОСТО (ДОСААФ) просто необходимо - чтобы максимально приблизить содержательную сторону учебного процесса к реальным задачам и особенностям боевой обстановки.
Есть и другие проблемы, которые не дают покоя А. Романову. Особенно, так сказать, житейские, хозяйственные. На недавнем педсовете автошколы весь руководящий и преподавательский состав решил обратиться к руководству ЦС оборонной организации, чтобы начальники, учитывая повседневные трудности школ РОСТО (ДОСААФ), ходатайствовали перед правительством России о предоставлении им некоторых льгот, а именно - по оплате за землю, за аренду помещений, коммунальные услуги, равные условия с общеобразовательными учебными заведениями (школы, лицеи, гимназии) по оплате за теплоснабжение.
Проблемы, проблемы... Они каждый день возникают перед коллективом автошколы. Каким же духом надо обладать, чтобы не поддаться унынию? ! Перед самым уходом из школы я спросил Александра Аркадьевича, кто он больше - оптимист или пессимист.
- Думаю, что сейчас преступно быть пессимистами, - ответил он. - Ведь легче всего опустить руки или надеяться на дядю. Абсолютное большинство моих сослуживцев думают так же и подвижнически трудятся на своих участках.