Грузовики изгонят из центра
Начало года ознаменовалось новым распоряжением Комитета по транспорту, регламентирующим движение грузового транспорта в центре города. Собственно говоря, такой запрет на въезд грузовиков в центр был принят еще в 1994 году. Нынешнее распоряжение приводит нормативную базу в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. И, с одной стороны, ужесточает старые правила, с другой - их смягчает.
- Данный документ позволяет сотрудникам ГИБДД жестче контролировать соблюдение требований знаков дорожного движения в части ограничения движения грузового транспорта в Петербурге, - говорит начальник отдела маршрутной сети, транспортной инфраструктуры и организации дорожного движения Комитета по транспорту Константин Кочеров.
Как объясняют в Комитете, документ, по сути, подтверждает существующую практику. Но если раньше запрет на въезд действовал круглосуточно, то сейчас движение грузовых автомобилей прекращается лишь с 6 часов утра до 22 часов вечера. Зато в новом распоряжении расширена зона действия запрета: она очерчена Обводным каналом, Невой и Большой Невкой: это Центральный, Адмиралтейский, Василеостровский и Петроградский районы.
Распоряжение касается грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн. Впрочем, для "решения неотложных хозяйственных задач" большегрузы могут въезжать в центр и днем - при наличии пропуска. В семидневный срок их оформляет ГУ "Дирекция по организации дорожного движения". Тарифы на годовые пропуска зависят от полной массы автомобиля. Стоимость разового пропуска фиксирована: 500 рублей.
- Для оформления пропуска организация или частное лицо пишет письмо, к которому прикладывается обоснование необходимости поездки, - объясняет начальник отдела выдачи пропусков Дирекции по организации дорожного движения Игорь Руденко. - Основные обоснования - доставка товаров и стройматериалов. Также основными получателями пропусков являются службы, обеспечивающие жизнедеятельность города: "Водоканал", Горэлектротранс, ТЭК, "Ленэнерго" и другие.
Шум и вибрация
Как считают специалисты, изменения в этой сфере были нужны давно; большегрузов на улицах Петербурга становится все больше.
- Утверждать, что экологический ущерб наносят именно грузовики, нельзя: суммарный ущерб от легковых автомобилей не меньше, - считает председатель совета Центра экологических инициатив Александр Федоров. - Но грузовые автомобили наносят окружающей среде значительное шумовое и вибрационное загрязнение. На узких центральных улицах, где около дороги вместо зеленых насаждений, поглощающих звуки, стоят отражающие звуки дома, шум оказывает очень сильное воздействие. Вибрационные "загрязнения" грузовик создает на всех неровностях дорожного полотна. Это еще и архитектурная проблема, так как в результате наносится ущерб зданиям. Например, напряженная ситуация на той же Фонтанке приводит к тому, что уникальные дворцы постепенно оседают и разрушаются.
Нахождение грузовых автомобилей в центре города наносит урон не только экологии города и дорожному полотну. Несложная арифметика: грузовик на дороге - минус две легковые машины, грузовик на перекрестке - минус три. А в случае поломки фуры на магистрали возникает серьезный затор. Люди стоят в пробках, нервничают, опаздывают, в связи с чем снижается их работоспособность, возникают материальные убытки...
Впрочем, петербуржцев, которые просыпаются ночью от рева проезжающих мимо дома бетономешалок, "старые новые правила" вряд ли утешат. Сложно ждать, что с принятием нового распоряжения ситуация кадинально изменится.
- Эффект не будет сильно заметен, так как ограничение движения грузового транспорта в центральной части действует уже не первый год, - считает Игорь Руденко. - Сегодня в центр едут те, кому это действительно необходимо. Но без комплексных мер решить этот вопрос невозможно. При наличии в центре строительных объектов, промышленных предприятий и крупных гипермаркетов въезд грузовиков полностью запретить нельзя. Необходимо выводить промышленные объекты из центральной части Петербурга, повышать уровень культуры водителей грузовиков. И грузоперевозчики со своей стороны тоже должны принимать меры по улучшению ситуации.
***
Прямая речь
Анатолий КОСТЕРЕВ, технический директор Управления-20 Метрострой:
- В каждом человеке борется два начала. Как производственник с 27-летним стажем, имеющий большой опыт строительства, в том числе и в центре города, могу сказать: есть случаи, когда работать нужно круглосуточно, этого требует непрерывный производственный цикл, объективная реальность. Например, сейчас строится станция метро "Адмиралтейская". Наш Метрострой будет там работать, и мы уже сейчас готовы предусмотреть все нюансы нового положения. Я считаю, что прежде всего надо думать не о коммерческой выгоде той или иной фирмы, а о людях. Думать о том, чтобы они, пользуясь общественным транспортом, не стояли часами в пробках. Чтобы автолюбителям было удобнее перемещаться по центру. Наконец, надо заботиться о здоровье петербуржцев. Такова моя гражданская позиция.
Денис ШУБИН, председатель городского Автоклуба А24:
- Эффективность этого распоряжения зависит от реального контроля за исполнением. На данный момент для его реализации необходима установка знаков, запрещающих движение грузовиков, и дежурство ДПС на проблемных точках. На взгляд автомобилистов, поможет в деле борьбы с пробками перевод всех магазинов в центре города на ночную доставку товара (с помощью административного ресурса). Тогда исчезнет сама причина толчеи грузовиков днем, в центре и типичная "газель"-фургон, бодро мигающая "аварийкой" при выгрузке товара, стоя, к примеру, на Гороховой во втором ряду и создающая затор, исчезнет из автомобильной жизни в принципе, без помощи ГИБДД.