"Как это - купить права?"
В Финляндии нет левых техосмотров
Женский автопробег Петербург -Хельсинки стал еще одним поводом поговорить о культуре автовождения в двух странах (о нашей "культуре" "Вечёрка" уже рассказывала в номере за 29 сентября). Финские туристы боятся переходить петербургские улицы, они, как в цирке, разинув рты, наблюдают за трюками автомобилистов. И еще им не хочется, чтоб по их дорогам ездили такие безбашенные шу-махеры. Пресс-конференция на эту тему прошла в Агентстве бизнес-новостей.
дея совместно работать над улучшением безопасности движения на российских дорогах возникла недавно. Именно финны вышли с таким предложением, что само по себе уже вызывает ряд вопросов. С другой стороны, не важно, кто был инициатором движения, главное - чтобы все поняли, насколько это важно и нужно для всего российского общества в условиях резкого увеличения транспортных потоков на наших дорогах. И вроде бы у нас стали что-то делать: например, на днях приобрели 10 тысяч светоотражателей для детей одной из школ Московского района - теперь петербургские водители смогут разглядеть этих школьников при свете фар в темное время суток. Когда в приборы "оденут" всех детей - осталось недосказанным. Как и то, что причина детского травматизма не плохая видимость и слабое зрение у водителей, а отсутствие в целом культуры вождения: светоотражателями ее не поднять.
Другой опыт совместного сотрудничества, о котором было сказано, - автопробег Петербург - Хельсинки. Его инициировали петербургские женщины-водители, члены некоммерческого партнерства "Женский мир". "Мы - матери, и инстинкт самосохранения у нас развит гораздо сильнее, чем у мужчин, поэтому кто же, как не мы, должны быть обеспокоены сложившейся ситуацией", - сказала Надежда Трабер, руководитель женского автоклуба.
Представители финской стороны выступали очень эмоционально, чувствовалось, что российские дороги - это не только наша, отечественная беда: досталось и им. По мнению финнов, в Петербурге, впрочем, как и во всей стране, недостаточно внимания уделяется социальной рекламе на тему безопасности дорожного движения (БДД). В Финляндии, например, слоган "Выпил - за руль не садись, а если сел - не трогайся с места" ежедневно показывают по телевидению, крутят по радио, пишут на рекламных растяжках и плакатах. "У финнов обычным считается носить светоотражатели, переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора и управлять автомобилем исключительно по правилам. Здесь же, в Петербурге, я услышала по радио ролик: "Купил тачку - езжай как хочешь". И чего после этого вы хотите от участников дорожного движения?" - задала риторический вопрос Людмила Краснова, директор по маркетингу финской компании "А-Техосмотр".
Но проблема не в том, что у нас плохие рекламисты, которые нормальный слоган придумать не могут. Здесь дело в политике городских властей. Если в Финляндии на эту социальную рекламу выделяются огромные средства, то в Петербурге на это денег нет. Старший инспектор ГИБДД Сергей Хранцкевич, правда, привел один героический пример заботы Смольного: на днях был проведен конкурс среди СМИ, и лот на социальную рекламу безопасности дорожного движения (БДД) выиграл Пятый канал. На этом пока все.
Интересно говорил на встрече о российских проблемах БДД генеральный директор финской компании "А-Техосмотр" Пекка Пакаринен. Его компания занимается в Финляндии проведением техосмотра и обучением будущих водителей. В нашем городе у него два филиала - могло быть и больше, но "нужно либо запастись терпением, либо иметь большой мешок денег" - так перевели его слова журналистам. Для примера господин Пакаринен привел опыт работы с Данией - за полгода он открыл там 25 филиалов. Он говорил о причинах нашей русской невоспитанности корректно - на примерах своей страны. Поделился опытом экзаменовки будущих водителей. В Финляндии прием экзаменов проводится в два этапа: после первого ученик сдает экзамен и получает временную карточку водителя. Ему дано право ездить, но через несколько месяцев он обязан пройти второй этап. "В обучение входит езда по скользкой дороге, в темное время суток и т. д., потому что мы живем в определенных климатических условиях", - говорит господин Пакаринен. Странно, мы живем почти в таких же условиях, но у русских никому и в голову не придет растягивать получение прав на год, проводить курсы вождения специально в вечернее время и дожидаться, когда дорога покроется коркой льда.
Проблемы иностранцам мы, конечно, доставляем. Но и они, культурные, нам - тоже. Своим опытом езды по финским дорогам поделился на пресс-конференции Андрей Знаменский, начальник Управления ОСАГО СК "Русский мир". "Те, кто был в Финляндии, знают, что пешеходы здесь не смотрят на машины - переходят дорогу по переходу, даже не оглядываясь. Правда, в городе Лаппенранте, где уже привыкли к русским автотуристам, финны при переходе улиц озираются. А еще здесь отсутствуют знаки движения по полосам, и за 5 метров до перекрестка перестроиться в другой ряд вам никто не даст. Наших бы водителей туда на перевоспитание", - с энтузиазмом предложил господин Знаменский.
Где-то к концу встречи стало понятно, что у них там все не по-нашему. Финская сторона рассказывала, что не пускает на территорию своей страны машины с тонировкой, с отсутствующими лобовыми или боковыми стеклами, если шипованная резина не на всех четырех колесах и если обнаружат в машине следы антирадара - тогда вообще сразу разворачивают обратно. А еще господин Пакаринен на вопрос журналистов сказал, что не понимает, что значит "купить" годовой техосмотр или водительские права. После разъяснений заулыбался и часто-часто замотал головой - у них такого нет. Наверное, поэтому на один миллион автомашин в Финляндии гибнет 143 человека, а у нас на такое же количество автомобилей - 1241 россиянин.