Перейти к основному содержанию

Главная      Автопробег в Честь Победы

Автопробег в Честь Победы

С точностью до последней заклепки!

Наша газета продолжает рассказывать об участниках автопробега ретромобилей, который состоится 9 мая в Уфе. Напоминаем, что автопробег приурочен к 61-й годовщине Великой Победы, акция пройдет при информационной поддержке газеты "Вечерняя Уфа".

Речь пойдет еще об одном владельце американского джипа "Виллис" времен Второй мировой войны Игоре Данилове, с которым автор этих строк знаком давно и не понаслышке. Оба мы являемся членами Уфимского военно-исторического клуба, оба увлечены движением реконструкции, непременные участники военно-исторического фестиваля "Гроза над Белой", который проходит в последние выходные июня близ села Красный Яр Уфимского района в честь событий гражданской войны под Уфой. Кстати, идея проведения автопробега отчасти принадлежит Игорю Данилову.

Так вот, в один из последних апрельских вечеров я напросился к Игорю в гости и за чашкой гостеприимно налитого чая попросил его рассказать о своем увлечении. Вот что он поведал.

- Сколько себя помню, всегда занимался коллекционированием антиквариата. Не равнодушен к старинным вещам, причем по мере сил стараюсь не просто продлить им жизнь, но добиваюсь, чтобы они продолжали служить, осуществлять те функции, которые добросовестно выполняли тридцать, пятьдесят, сто лет назад.

История появления "Виллиса" в моей коллекции такова. С детских лет он находился в поле моего зрения. Вообще во дворе нашего дома было два легковых ретромобиля. Оба принадлежали ветеранам Великой Отечественной, оба вызывали неподдельный интерес ребятни и взрослых. Один из этих автомобилей был, не поверишь, немецкий "Хорьх" - сказка, а не машина! Нас, уфимских пацанов, в далекие 60-е годы поражали его внутреннее убранство, роскошный, никелированный, с эмалевой эмблемой, перегородкой из оргстекла внутренний салон. Ходила легенда, что автомобиль чуть ли не самого Гимлера. Сказки, конечно... Владелец этого чуда катал нас по двору, и эти катания стали одним из самых дорогих моих воспоминаний из детства. Потом "Хорьх" был продан каким-то заезжим московским коллекционерам - много таких крутилось возле раритета... Вторая машина - этот самый "Виллис". Давно уже нет в живых двух прежних его владельцев - того ветерана, который приехал на нем к себе домой, и моего соседа дяди Володи, у сына которого я его приобрел.

- В каком виде машина тебе досталась?

- Когда покойный дядя Володя ее приобретал, а это были 70-е годы, машин в частном владении было мало, не как сейчас. И, видимо, ему очень хотелось иметь "Ниву", поэтому сосед наварил на "Виллис" кабинку, сделал самопальные дверцы и выкрасил машину в белый цвет. Несмотря на все это, даже невооруженным глазом было видно, что автомобиль "ненашенский", и покупатели-коллекционеры (в том числе и я) у дяди Володи были, но он при жизни любимица так и не продал, даже когда двигатель "Виллиса" пришел в полную негодность. Только два года назад мне удалось приобрести ее у сына покойного.

- Сколько времени ушло на восстановление машины?

- Порядочно. Сразу оговорюсь, что в восстановлении раритета мне здорово помог владелец автоклуба "Сармат" Эдуард Лысов, реставрирующий старые автомобили типа "Волги" и "Победы" - сейчас мода на них пошла. Без его помощи я бы вряд ли решился приобрести "Виллис". Когда мы с Эдуардом транспортировали его из гаража на Вишерской в автоклуб, расположенный в районе Курочкиной горы, зрелище было любопытное. "Виллис" мы прицепили к старенькой "Волге ГАЗ-21", и получилось, что один почтенный ветеран вез другого, еще более почтенного!

От наваренной кабины избавились быстро. Как оказалось, она была прихвачена только в двух местах. Без особого труда избавились также от самопальных дверок. В целом сам кузов весь родной, единственное, дядя Володя днище приварил из нержавейки, да бак сделал такой же. Все остальное - рама, ходовая часть, полуоси, большая часть деталей кузова - родная. Я даже канистру нашел под ретромобиль немецкую, 1942 года выпуска.

- Не удалось установить возраст машины?

- По документам она датируется 1953 годом, но, насколько я помню, первый ее владелец-фронтовик привез сей армейский вездеход с войны. Спрашивал я у последних хозяев: почему такое несоответствие? Выяснилось, что в 1953 году вышедший из строя американский двигатель заменили "победовским" М-20. Как оказалось - я выяснил это в интернете, наш М-20 полностью скопирован с заокеанского, вплоть до того, что места креплений совпадают. По существу, все ныне бегающие по России "Виллисы" имеют "победовские" движки - у американских моторов был очень малый ресурс, при том, что из них в годы войны выжимали все, что могли. Завершая рассказ о моторе, надо отметить, что он очень неприхотлив, работает даже на 63-м. Что же касается истинного возраста машины, то, конечно же, он датируется не 1953 годом, а, бесспорно, имеет более почетный возраст. На комплектующих деталях "Виллиса" выбита цифра 00005. Возможно, это следует понимать так, что в своей партии машина была одной из первых.

- Какие-то новшества были применены при реконструкции автомобиля?

- Нет, мы решили идти по пути абсолютного исторического соответствия, применяли только те материалы и только те технологии, которые были в 40-50-е годы, то есть, сварку и клепку. Причем чуть ли не каждую клепку сверяли по найденным в интернете фотографиям. Единственное, что еще осталось переделать, - руль. Пока он стоит "старый" от "Волги ГАЗ-21", но один мой товарищ - "король чердаков и подвалов" Аркадий Шестаев - нашел настоящую "виллисовскую" баранку, и к предстоящему автопробегу мы ее поставим.

- А есть ли какие-то особенности в управлении, сложности?

- Автомобиль на ходу очень мягкий, благодаря подвеске, в которой я до конца еще не разобрался. Тормоза механические, а не вакуумные. Нужно с огромной силой давить на педаль тормоза, последовательно понижая скорость. Но это для "Виллиса" нормально, у него даже по ТТХ тормозной путь порядка двенадцати метров. Коробка трехступенчатая, одна задняя скорость. Руль крутится легко, машинка очень послушна в управлении.

- Не удалось подсчитать общий километраж?

- Километраж подсчитать не удалось, единственное, что удалось выяснить, так это то, что на учете в ГИБДД республики стоят всего три-четыре "Виллиса". Из них один мой. И последнее, что хочу сказать. Сейчас принято считать, что джип - это обязательно внедорожник, огромный автомобиль на огромных колесах с большой базой и кучей всяких прибамбасов. Но по-настоящему джипом можно считать только американский "Виллис", созданный по его подобию советский фронтовой вездеход "ГАЗ-67Б" - "Иван-виллис", да еще упрощенный вариант внедорожника "Рэнглер", который является прямым наследником армейского вездехода "Виллис-МВ". Ведь "Виллис" создавался специально для узких лесных дорог, по которым машина внушительных размеров просто не проедет.