Перейти к основному содержанию

Главная      На пересечении трех дорог

На пересечении трех дорог

Журналиста, который освещал в Интернете события в Жуковском, звали Андрей Непогода. Псевдоним, конечно, но точный и емкий, как афоризм. Погода и в самом деле подкачала. И если

13 августа, в день открытия 1-го Международного фестиваля пилотажных групп, было просто сумрачно, то на следующий день с самого утра зарядил дождь, небо безнадежно затянулось тучами. Программа полетов оказалась под угрозой ничем невосполнимого срыва.

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

Древние говорили, что там, где пересекаются три пути, открывается дорога в небо. О каком месте упоминали наши предки, неизвестно. Но жители Жуковского считают, что в России да, пожалуй, и в мире есть только одно место, которое точно соответствует такому описанию. Это их город.

Его построили в середине прошлого века на пересечении трех путей: водного, железнодорожного и автомобильного. И Жуковский, задуманный как центр авиационной науки, открыл для России дорогу в небо.

Практически с первого же дня своего существования его покрывала завеса секретности. Степень закрытости была такой, что родственникам жуковцев из других регионов страны запрещалось даже упоминать о существовании этого города. А уж говорить о том, чем Жуковский занимался, и помыслить было нельзя.

Но времена меняются. В пресс-центре Летно-исследовательского института имени М.М. Громова, на аэродроме которого состоялся фестиваль, свободно и в количестве, явно рассчитанном не только на журналистов, распространяли пресс-релизы знаменитой самолетостроительной корпорации "Сухой", разработчика и производителя боевых самолетов. Подробно описывались планы компании на ближайшие пять лет.

На так называемой статической экспозиции были представлены лучшие самолеты отечественного авиапрома. Специалисты охотно комментировали их аэродинамические свойства и летные характеристики.

На пресс-конференциях военные летчики обескураживали "гражданской" откровенностью. Прославленный летчик-испытатель Герой России Анатолий Квочур на вопрос, каковы перспективы истребителя нового поколения Су "Беркут", ответил: "Судьба у всех новых самолетов одна - ждать, когда в России появится правительство национальных интересов"...

Сегодня Жуковский открыт всему миру. И всему миру известен. Здесь каждые два года проходит знаменитый Международный авиационно-космический салон "МАКС", не менее популярный, чем авиационные выставки в Ле Бурже, Фарнборо, Берлине. В интервью нашей газете начальник ЛИИ имени М.М. Громова В.М. Бакаев сказал, что 1-й Международный фестиваль пилотажных групп был задуман как "младший брат" "МАКСа", не такой грандиозный, но не менее зрелищный. "По итогам фестиваля мы примем решение о возможности чередования международных авиационно-космических салонов и таких вот грандиозных авиашоу. По нечетным годам по-прежнему будем проводить "МАКС", по четным - авиационные праздники для широкой публики".

Люди, как тучи

Господин Бакаев был мрачный, как небо над Жуковским. К полудню 14 августа стало ясно, что самолеты с аэродрома не взлетят. Сотни людей, приехавшие на фестиваль со всего Подмосковья, упорно смотрели в унылое небо. "Погоду надо делать!" - говорили они.

С ними были согласны пилоты "Сухого". Тем не менее они уверяли, что для их боевых самолетов дождь не помеха. "Можем взлететь в любой момент", - настаивал все тот же Квочур. Бакаев парировал: "Взлететь-то они взлетят. Только зрители ничего не увидят. Облачность ниже 100 метров, а самолеты не имеют права опускаться ниже 200 метров".

В отсутствии главного развлечения - полетов взрослые ели шашлык, дети прыгали под дождем на надувном батуте. Ди-джеи фальшиво радовались новым гостям фестиваля и ставили жизнеутверждающие шлягеры. Два вымокших насквозь мотоциклиста с ненавистью прыгали для трех с половиной зрителей на своих "Ямахах". По взлетной полосе одиноко гонял спортивный "Порше". Все думали: новый русский куражится. Оказалось, "Порше" - участник выставки элитных автомобилей, представленных на фестиваль московскими автоклубами.

В ангарах, которые здесь почему-то называют шале, демонстрировались образцы авиационной техники. Здесь же свои экспозиции представили музеи авиации и космонавтики. Народу - не протолкнуться. Для служителей музеев 14 августа стал звездным днем. Такого количества посетителей они, наверное, никогда не видели. И в плохой погоде есть свои плюсы.

Дипломы нашли героев

В рамках 1-го Международного фестиваля пилотажных групп решено было провести День Московской области, которой в этом году исполняется 75 лет. От имени губернатора Подмосковья

Б.В. Громова участников и гостей фестиваля приветствовал заместитель председателя областного правительства П.Д. Кацыв. Он, в частности, отметил, что научно-промышленный комплекс является основой экономики Подмосковья: почти 40 процентов валового регионального продукта и свыше 30 процентов доходов областного бюджета формируют промышленные предприятия и научные центры.

Зампред подчеркнул, что за последние годы удалось решить важнейшую задачу - научно-промышленный комплекс стал привлекателен для инвесторов. Только в прошлом году в эту сферу было вложено 27 миллиардов рублей. Количество рабочих мест увеличилось на 13,5 тысячи, а средняя заработная плата составляет сегодня 9 тысяч рублей против 3,5 тыс. в 2000 году.

П.Д. Кацыв отметил заслугу научных центров в возрождении российской экономики. Специальными дипломами правительства Московской области были награждены ЛИИ имени

М.М. Громова, ОАО "Раменское приборостроительное бюро". Таких же дипломов были удостоены организаторы фестиваля - ОАО "Авиасалон" и администрация Жуковского.

Погоду все же "сделали"

В воскресенье, 15 августа, рано утром небо было все таким же безнадежно унылым. Но к часу дня над головами терпеливых зрителей стали появляться голубые просветы. Почти сразу же на взлетно-посадочной полосе загудели двигатели, и в небо один за другим начали подниматься самолеты.

"Русские витязи", "Стрижи", "Русь", "Небесные рыцари", пилотажная группа ВВС Италии "Фречче Триколори", пилотажные самолеты ВВС Франции "Mirage 2000" продемонстрировали чудеса группового и индивидуального пилотажа на сверхмалых скоростях и сверхнизких высотах. Сразу же были забыты все неудобства, связанные с дотошными проверками на входах на аэродром, с длинной дорогой, с мокрой травой и высокими ценами на продукты питания и сувениры. Головы вверх!

Даже время от времени моросивший дождь уже никак не мог испортить праздник. Организаторы впервые за три дня фестиваля дышали спокойно и уверенно говорили о блестящих перспективах этого авиационного шоу.