ПОДВИГ ИМЕНИ "РУССО-БАЛТА"
Более 6000 километров дорог Европы до побережья Средиземного моря, ласкающего берег Княжества Монако, прошли пять отечественных ретроавтомобилей. До лета 2004-го такого не делал еще никто...
В далеком 1911 году, в канун нового года, "Руссо-Балт" с заводским номером 14 стартовал из Санкт-Петербурга, с Дворцовой площади, в международной гонке Санкт- Петербург-Монако, которая считалась в те годы самой грандиозной и престижной. Именно он пришел к финишу первым. За его "штурвалом" сидел редактор-издатель петербургского журнала "Автомобиль" Андрей Платонович Нагель...
Отечественные историки почему-то забыли Нагеля и почти забыли "Руссо-Балт".
Из Москвы
Несмотря на то что Нагель стартовал в свое время из Санкт-Петербурга, в качестве места старта первого в России международного автопробега "Руссо-Балт-Рейд" была выбрана Первопрестольная. Дождливым утром 10 апреля был дан старт от Музея истории Москвы. Со взмахом сабли, безжалостно снесшей горлышко бутылки шампанского, внушительных размеров колонна ретроавтомобилей стартовала со Старой площади. Почетно обогнув Кремль, она прокатилась по Тверской и по Ленинградке вышла за пределы Москвы. На 12-е был намечен старт в Питере, с Дворцовой.
Оказалось, до Северной столицы по разбитым за зиму дорогам добраться не так-то просто.
В Тверской области начались первые проблемы. Внезапно посреди полотна могли возникнуть проломы глубиной чуть ли не до полуметра. Изначально приспособленные к нашим "направлениям" "Волги", "Победа" и ЗиМ, не говоря уже о ГАЗ-69А, держались молодцом, а вот созданной для автобанов Vectra (организаторская машина) досталось. Новгородские дороги оказались еще хуже, и Vectra, догоняя раритеты, посетила обоими передними колесами огромных размеров пролом, внезапно "нарисовавшийся" посреди полотна. Из ретроавтомобилей все добрались благополучно, лишь у одной из "Волг" все же пришлось заменить колесо.
Разве это ретро?
Дворцовая площадь Петербурга встречала (и провожала) холодом, сценой с духовым оркестром, представителями местной прессы и... парадом питерских ретромобилей. Под "столбом" собрались куча "Волг" из местного клуба почитателей ГАЗ-21, несколько "Москвичей-407" и целая тусовка "горбатых" ЗАЗ-965 (тоже, кстати, клуб).
Как ни удивительно, но дорога от Питера до
Пскова оказалась намного лучше. А жители древнего города встретили участников рейда очень радушно, но удивления скрыть не могли: "Да какое же это ретро, у нас такие машины в такси работают". Действительно, по Пскову таксует несколько 21-х "Волг", а на ЗиМе ездит местный батюшка. Просто отношение в древних русских городах к подобным машинам не трепетное, как к экспонатам, а вполне практичное - как к старым, но еще вполне работоспособным.
Далее путь лежал через Вильнюс в Калининград. До самого западного города России добрались только две машины -ЗиМ и "Победа". Ретроводов в столице янтарного края встречали сотни зрителей и несколько "знаковых" калининградских авто, таких, как Ford Eiffel 1934 года, "Эмка",
"Чайка", ярко-красный "Жук" и "Волга" ГАЗ-21.
В Калининграде, до которого дошли две машины из пяти, решено было устроить промежуточный финиш и впоследствии дать повторный старт из Москвы. Так закончился первый, российский, этап "Руссо-Балт-Рейда".
Этот финиш действительно стал промежуточным - спустя полтора месяца пяти российским ретроавтомобилям снова был дан старт в Москве.
"Тихий" рестарт
У смотровой площадки на Воробьевых горах участники пробега встретились 4 июня в 9 утра.Старт от здания Московского университета был задуман "тихим". В 11 утра колонна отправилась в Европу.
До Великих Лук доехали без особых приключений. Первая гостиница на маршруте - и первая толпа, собравшаяся вокруг автомобилей.
Старше 1950-го?
Из Великих Лук колонна направилась в сторону латвийской границы.
На границе задержала довольно экзотическая проблема: пограничный компьютер считал, что машин старше 1950 года не существует и отказывался воспринимать данные "Победы", выпущенной в 1949 году. Через некоторое время выход нашелся: пограничник вбил "1950", потом вручную исправил на "1949", и первая граница была пройдена.
На следующий день перед стартом в Ригу все машины были вымыты - в первый и последний раз за все путешествие. За пределами России автомобили почему-то перестали пачкаться.
По дороге колонну обогнал красный Volvo. Призывные жесты водителя - им оказался президент ретроклуба Латвии Янис Анге - были совершенно правильно истолкованы как "езжайте за мной". Так доехали до знаменитого рижского "Мотор-музея". Экскурсия по музею, журналисты латвийских СМИ, распитие чая и кофе с директором музея Андреисом Белинскисом и председателем ретро-клуба Латвии Янисом Анге - официальные и неофициальные мероприятия продолжались не один час.
Адская смесь
Границу между Латвией и Литвой прошли, не выходя из машин. Колонна двинулась в Каунас. От Каунаса до Гданьска - 500 с лишним километров: впереди был один из самых больших перегонов. На границе между Литвой и Польшей потратили минут 15 - погранпереходы становились все прозрачнее.
Пройдя полпути, выяснили, что в этих краях не встретить не то что Аи-80, но даже 92-го бензина. Тут-то, на территории Польши, впервые накормили автомобили адской смесью местного 95-го, привезенного из Москвы "технического" 66-го и залитого в канистры где-то по дороге 80-го.
В Гданьск приехали к ночи, а утром ретроводов встретил Марек Рутка - представитель Автоклуба Поморья, автомобильный журналист, преподаватель университета и просто хороший человек. Марек вывел автопробег на трассу, которая через 350 километров должна была привести ретроводов прямо к немецкой границе, которую пересекали уже в полной темноте. Минут через десять автопробег торжественно был пропущен в Шенгенскую зону, а еще через полчаса докатился до Франкфурта-на-Одере.
Здесь ретроводов встретил "русский немец" Леонид Поляков, который опрометчиво взял на себя подготовку программы мероприятий в Германии. Он-то и повел автопробег на Берлин, где предстояло несколько встреч в Майленверк - берлинском олдтаймер-комплексе...
Тяжелое испытание
После экскурсии по музею Майленверк кое-кто из участников пробега присмотрел там себе модельку по вкусу.
Далее путь лежал во Франкфурт. Дорога из равнинной превращалась в горную, с крутыми подъемами и длинными спусками. Серпантины для автомобилей, точнее, для их водителей, оказались самыми сложными участками трассы. Ни одна из машин не оборудована усилителем тормозов, а тормозить двигателем, когда у тебя только три передачи и машина пытается разогнаться под горку, - слишком большая нагрузка для 50-летних моторов.
Некрасиво?
Следующим пунктом после Франкфурта стал Ладенбург с автомузеем доктора Карла Бенца.
Машины встали во дворе музея, а участники пробега вместе со съемочной группой вошли внутрь: выпить приветственный бокал шампанского с владельцем музея, коллекционером и реставратором герром Винфридом Зайделем и осмотреть экспозицию.
Впереди, в 140 километрах была Франция, и колонна двинулась в Страсбург. Границы между Германией и Францией никто не заметил - ее просто не было. Зато порядка стало меньше, а привычной грязи на улицах -больше.
Переночевав в столице Эльзаса, участники пробега пошли на Мюлуз, где располагается Национальный автомобильный музей, он же - Коллекция Шлумпфа.
Пообщаться со столь высокими гостями вышел директор музея. Выяснилось, что он, как и большая часть местного населения, имеет смутное представление и о русских людях, и о русских автомобилях.
Наши машины господину Баке не нравятся, поскольку они, на его взгляд, некрасивы, неэстетичны и слишком функциональны...
Долой термостат!
Минуя Лион, по платной дороге автопробег и размеренно порулил к Лазурному берегу.
Проехав чуть больше четверти пути закипел ЗиМ. Его привели в чувство, но через некоторое время он снова перегрелся - южнофранцузский климат был явно ему противопоказан. Консилиум постановил "ампутировать" термостат, что и было сделано.
Автопробег вновь мирно двинулся в сторону Ниццы. К городу подъезжали, как водится, в темноте. И вот - огни Ниццы. Дворцы, проститутки в ботфортах, знаменитый купол отеля Негреско... Под пальмами Promenade des Anglais, Английской набережной, проходят ГАЗ-69, "Победа", две "Волги" ГАЗ-21 и ЗиМ...
Свершилось...
Из Ниццы в Монте-Карло ведут две трассы, и почему-то колонна пошла к финишу по одной из них, а ЗиМ и Vectra - по другой. Встретиться договорились у похожего на дворец казино Монте-Карло. Оставалось найти его. Заблудились все.
После долгих и мучительных поисков (в Монако многие здания похожи на дворцы) казино все же было найдено. У парадного входа в главное казино Княжества Монако, где для гостей из России освободили место, разогнав Rolls-Royce и Bentley, как и везде, собралась толпа.
В этот же вечер автомобили были погружены на автовоз, а члены экипажей, возвращавшиеся в Москву самолетом следующим утром, ночью решили посетить казино, но оно почему-то оказалось закрытым. С террасы отеля, наблюдая восход солнца над крышами Княжества Монако, участники "Руссо-Балт-Рейда" отпраздновали его благополучный финиш.