Перейти к основному содержанию

Главная      ПРОЧТИ "ЛЕГЕНДУ" И ПОБЕДИ!

ПРОЧТИ "ЛЕГЕНДУ" И ПОБЕДИ!

Ранним утром площадка ДОСААФ начала заполняться автомобилями разной степени изношенности - от "старушек" отечественного производства до свеженьких "иностранок". Серый загородный пейзаж, чем-то напоминающий кадры из фильма о последствиях мировой катастрофы, расцвечивался яркими знаменами спортивных обществ, динамики бодрой музыкой пытались рассеять предстартовое напряжение автомобилистов. И хоть погода в эти выходные вновь настойчиво требовала приобщения к природе, жители НПР и гости из Дудинки предпочли собраться не на турбазе, а в закрытом парке автошколы РОСТО для того, чтобы принять участие в соревнованиях по авторалли на "Приз Большого Норильска". В четвертый раз Норильское отделение Российского общества инвалидов и автомобильно-спортивный клуб инвалидов "ударили автопробегом" по всем окрестным трассам - 23 экипажа приняли участие в двухдневных состязаниях.

Незадолго до старта была раскрыта главная тайна соревнований: штурманы получили так называемую "легенду", которая и указывала путь к победе. Скажу честно, даже уютно устроившись дома на диване и неспешно попивая утренний кофе, разобраться в этом произведении искусства автомобильного ориентирования - дело архисложное. Каково же пришлось экипажам, которые должны были не только верно отсчитать все необходимые метры, чтобы найти нужный указатель (дорожный знак, светофор и пр.), но и преодолеть все участки трассы в точно отмеренные маршрутом минуты, не нарушая при этом ПДД, и отметиться в пункте контроля времени?! Допустив незначительную ошибку, участники могли и вовсе не найти заветного пункта КВ и набирали десятки штрафных очков за малейший промах. А некоторым удалось проштрафиться уже на старте: начав движение, водители не включали фары ближнего света.

Пройдя техосмотр и получив пакет с провиантом, ровно в 10.00 первая машина, виртуозно пройдя первое испытание - восьмерку фигурного вождения, - подняла тучи пыли и умчалась в сторону города. Через каждые пять минут отправлялся следующий экипаж. Парк автошколы опустел, а для сотрудников управления по физкультуре, спорту и туризму работа только началась (с пунктов КВ, где судьи поджидали участников, они вернулись лишь в 6 часов вечера).

По сравнению с прошлым годом длина трассы была увеличена на 25 километров - до 325 км и 300 метров. Начав движение из Норильска, участники побывали в Талнахе, вновь вернулись в город, отметились в Оганере и на Медвежке, маршрут "задел" и Кайеркан. Лично оценили участники и разбитое покрытие на этапе перед столицей ТАО. Без преувеличения, вся ответственность за прохождение маршрута в этот день легла на штурманов - лишь от их внимательности и умения читать маршрутную карту зависела скорость прохождения каждого этапа, а ошибка могла привести к шквалу штрафных очков. Кое-кто из участников все же поставил под сомнение объективность "легенды": разница метража на спидометрах различных автомобилей заставила некоторые команды поблуждать по маршруту. Однако, как сообщили составители карты, четырежды маршрут, изначально составленный на основе показателей навигатора службы ГОиЧС, проходился на трех разных автомобилях, поэтому существующая погрешность крайне мала.

Как отметили работники автоклуба, участники соревнований заметно усовершенствовали свое мастерство - три года назад экипажи умудрялись нахватать по пять тысяч штрафных баллов, а сегодня некоторые даже тысячи не превысили.

Во второй день состязаний от экипажей требовалось не только умение штурмана ориентироваться (это главное на запутанной дальней дистанции), но и водительские навыки сидящего за рулем. В технике фигурного вождения, оцениваемой по выполнению семи фигур, учитывались скорость и "чистота" их выполнения, умение "осторожного торможения". Лишь два экипажа, 13-й и 23-й, выполнили все фигуры.

Как мне довелось убедиться, популяризация автоспорта среди людей с ограниченными физическими возможностями набирает обороты: на восемь экипажей больше приняли участие в этом году, и, как пояснили в обществе инвалидов, поступает немало предложений по совершенствованию организации соревнований, пожеланий проводить промежуточные этапы состязаний. К счастью, финансовая поддержка от администрации города и руководства ГМК "НН" не заставляет себя ждать, да и спонсоры не дремлют: благодаря магазину "Кузовной салон" и ООО "Миллениум" участники получили по-настоящему хорошие призы.

А с обладателями приза "За волю к победе" отцом и сыном Сергеем и Сергеем Николаевыми мне удалось побеседовать еще до того, как о своем успехе они узнали официально. В состязаниях сотрудники МУП "Автохозяйство" приняли участие впервые, пожалуй, именно отсутствие специфического соревновательного опыта сказалось на результатах - профессиональные автомобилисты не слишком удачно прошли маршрут первого дня, заплутав на Медвежке, но семь фигур второго дня не вызвали у автоспортсменов трудностей - уверенность Николаева-старшего в том, что дистанция пройдена хорошо, восхитила. Ксожалению, претендовать на призовое место не пришлось, но свой музыкальный центр семейный экипаж, тем не менее, завоевал. Думаю, в следующем году эта пара, дебютировавшая на "Газели", составит весьма серьезную конкуренцию ветеранам норильского ралли.

Кстати, новичками соревнований были и члены экипажа N23 - Евгений Митрофанов (пилот) и Максим Шандрыгин (штурман), завоевавшие "бронзу". К сожалению, ошибка в подсчетах судей стала поистине разочарованием для спортсменов - в воскресенье они получали награды и поздравления в качестве абсолютных победителей соревнований, а уже в понедельник выяснилось, что "золото" принадлежит экипажу N12 - Михаилу Жданюку и Сергею Семину. Второе место осталось за экипажем под шестым номером - братьями Дмитрием и Андреем Узначами, постоянными участниками ралли.

Не вошли в этом сезоне в тройку призеров представители общества инвалидов, которые состязались в общем зачете, поскольку ни одна машина не была оборудована ручным управлением.

Что ж, конкуренция растет, помимо автолюбителей, шесть экипажей профессионалов выставило только МУП "Автохозяйство", и, вероятно, следующие состязания привлекут новых азартных и лихих водителей, которые будут бороться за престижные награды, не жалея покрышек. Принять в них участие сможете и вы, читатель! Начинайте подготовку уже сегодня!

P.S. Организаторы соревнований и судейская коллегия приносят свои извинения экипажам N23 и N12 за неточность в подсчетах штрафного времени и неверное присуждение призовых мест в день соревнований.