Перейти к основному содержанию

Главная      ДОРОГА ВЗЫВАЕТ К ПОРЯДКУ

ДОРОГА ВЗЫВАЕТ К ПОРЯДКУ

Сообщения об автомобильных авариях напоминают сводки с фронта. По степени автомобилизации отстаем от Европы втрое, а по количеству смертей и тяжких телесных повреждений в ДТП обгоняем весь мир.

Выступление Президента во вторник на президиуме Госсовета стало не констатацией фактов, а программой действий по выходу из кризисного состояния, охватившего всю систему дорожно-транспортных отношений.

Прежде всего Владимир Путин считает справедливыми претензии к ГИБДД. Слабая организация дорожного движения, убогая система подготовки водителей, раздача водительских прав всем желающим - начало порочной цепочки, в конце которой -разрушенные судьбы, изувеченные тела, памятники вдоль дорог. "За прошлый год в России зарегистрировано свыше двухсот тысяч дорожно-транспортных происшествий. В них погибли почти 35 тысяч и ранены 250 тысяч человек. Значительное число пострадавших - это дети и молодые люди до 40 лет. По сути дела, подрываются потенциал российского общества, его демографический резерв".

Министр внутренних дел Рашид Нургалиев не раз говорил о том, что в ГАИ работают "высокие профессионалы". На этот счет у водителей свое особое мнение.

В то же время украинский опыт наглядно показал, что без людей в погонах на дороге начинаются хаос и беспредел. Отныне главным критерием оценки работы органов внутренних дел на дорогах будут не красочные эпитеты в отчетах, а показатели снижения аварийности.

"Важна серьезная пропагандистская, информационная работа. Речь должна идти о воспитании внутренней дисциплины, уважительного отношения к закону и правам других людей" , - отметил Президент. Административно-карательным мерам должен предшествовать воспитательный процесс.

Когда-то такая система у нас была. В школы к детям приходили сотрудники ГАИ, действовали кружки юных инспекторов движения, где девчонки и мальчишки изучали опыт организации и регулирования движения, взаимоотношения водителей и пешеходов. Эта кропотливая работа осталась в прошлом, хотя должность инспектора по пропаганде сохранилась в системе ГИБДД.

"Мы сталкиваемся с крайне низкой культурой поведения на дорогах, с безответственностью и правовым нигилизмом. Очевидно, что ситуацию не исправить одним лишь ужесточением наказания или повышением штрафов". Система получения прав фактически поставлена на массовый коммерческий поток. Аттестационные экзамены часто превращаются в пустую формальность: только деньги плати - и получай "корочку". Простыми, доступными словами глава государства указал и работникам Госавтоинспекции, и водителям на источник дорожных бед. За двести - триста долларов чадолюбивые родители "обилечивают" правами своих отпрысков, для которых заветный документ якобы является "дополнительным баллом" при трудоустройстве. Да и вообще сейчас как-то немодно жить без прав, даже если нет машины. При этом у новоявленных водителей нет ни малейшего представления о Правилах дорожного движения, о культуре поведения на дороге, о методах оказания первой медицинской помощи.

Интересен зарубежный опыт. По данным немецкого автоклуба ADAC, в 1970 году на дорогах ФРГ и ГДР погибли 21332 человека. В то время суммарный автопарк этих стран не превышал 20 миллионов автомобилей. В прошлом году, когда число машин в Германии перевалило за 45 миллионов, на дорогах погибли 6, 6 тысячи человек. Относительная смертность снизилась в семь раз.

Как удалось достичь такого результата? Очевидно, только за счет реализации на государственном уровне целого комплекса мер в части подготовки водителей, пропаганды внимательного отношения к своим согражданам, организации дорожного движения.

Весь этот клубок проблем прекрасно известен нашей Госавтоинспекции и законодателям. Взяться за его распутывание надо было намного раньше, да, видно, руки не доходили.

По мнению главы государства, чтобы добиться позитивных сдвигов, не нужны большие средства из бюджета. А вот что действительно необходимо, так это "выстроить четкую систему ответственности и полномочий как уровней власти, так и ведомств по эффективному планированию, управлению транспортными потоками, по контролю за ситуацией на дорогах". Одновременно глава государства подтвердил приоритеты транспортного строительства в условиях возрастающей нагрузки на улично-дорожную сеть.

Повышение безопасности дорожного движения должно стать самостоятельным направлением государственной политики -таков главный итог выступления Президента. Улучшения происходят лишь там, где консолидируются усилия государственных служб, общественных институтов, товаропроизводителей. Их союз возможен только в рамках единой государственной политики.

По завершении заседания Госсовета министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что Президент поручил подготовить законопроект, ужесточающий наказание за вождение автомобиля в нетрезвом виде. Министр пояснил, что в отдельных странах, где тоже есть проблема пьянства за рулем, за это судят, как за умышленное убийство.

Опаснее всего, если нетрезвый водитель везет пассажиров, и тем более если пассажиров много. Для решения этой проблемы планируется ужесточить правила сертификации и лицензирования предприятий, которые занимаются медицинским осмотром водителей и техническим осмотром автобусов.

Как сообщил Игорь Левитин, по поручению главы государства будет разработана автоматизированная система учета и оплаты штрафов. Она позволит минимизировать контакты между водителями и сотрудниками ГИБДД. Меньше станет поводов для коррупции, возрастут поступления в федеральный бюджет.