ОБЛАДАЙ
ВЧЕРА ОТКРЫЛОСЬ МОТОР-ШОУ-2005
Раз в году в восьми павильонах краснопресненского "Экспоцентра", что называется, яблоку негде упасть. И "день прессы" в этом отношении ничуть не отличается от оставшихся четырех "нормальных" дней: пригласительные билеты, которые дают право бесплатного прохода на МОТОР-ШОУ, получает, на мой взгляд, слишком много тех, кто не имеет никакого отношения ни к прессе, ни к автомобильному бизнесу.
Позвольте, позвольте... А почему, собственно, вчера открылось МОТОР-ШОУ-2005? Должен-то был открыться Московский автосалон, а это не одно и то же. С 1991 года автосалон и автовыставка проводятся через один год. То есть следующее МОТОР-ШОУ должно было пройти лишь в 2006-м. Оказывается, переиграть график решили сами организаторы, и вот почему: так уж получилось, что московский автосалон проходит в один год с автосалоном во Франкфурте. И ведущие производители каждый раз оказываются перед сложной проблемой: как показать одно и то же и в Москве, и в Германии? Так что теперь московские мероприятия вынужденно поменялись местами.
Ну что же, шоу так шоу. А поскольку на самом деле "день прессы" - это всего лишь три часа до официального открытия автосалона, знакомство с экспозицией порой получается поверхностным. Потому что обойти все стенды - а часть экспозиции, включая автобусы, грузовой и специальный транспорт, разместилась на улице -просто физически невозможно: ноги сточатся.
Но тем не менее автор этих строк вчера сделал героическую попытку обойти как можно больше экспонатов. И готов поделиться с читателями "Вечерки" своими наблюдениями.
"Лада": от "Калины" до "Приоры"
Стенд АвтоВАЗа в павильоне "Форум" - кстати, один из самых больших - с самого утра был окружен зрителями. Ждали премьеры: посреди подиума стоял автомобиль, закрытый блестящим покрывалом. Под ним угадывалось нечто компактное. Подумалось - "Калина". Так оно и оказалось.
В полдень девушки из шоу-балета в кокошниках, символизирующих купола собора Василия Блаженного, сдернули покров, и перед зрителями предстал очередной экспонат малолитражного семейства "Калина" с кузовом "универсал" и с двигателем 1, 4 литра. "Калина" вообще рождалась трудно: заводу катастрофически не хватало денег на новое производство. Там, где другие тратят миллиарды долларов, ВАЗу приходилось обходиться миллионами. Рублей.
Так что сперва на рынке появился один седан, кстати, с двигателем объемом 1600 "кубиков", и только теперь в Тольятти готовы говорить о других двигателях, на самом деле малолитражных, и о других "Калинах".
Да и вообще, похоже, руководство АвтоВАЗа в ближайшем будущем намерено говорить только о том, что реально готово выпускать сегодня и в ближайшее завтра.
- В этом году мы подошли с практической точки зрения к нашей выставке, - сказал на открытии экспозиции генеральный директор АвтоВАЗа Владимир КАДАННИКОВ. -Как видите, на нашем стенде нет ни концепт-каров, ни всего того, что, по идее, должно быть на автосалоне такого уровня. Но зато мы представили здесь весь реальный модельный ряд: то, что уже выпускается, и то, что мы готовы запустить в производство в ближайшие год-два. Здесь вы видите "Калину", которую мы начали собирать в ноябре прошлого года и начали продавать 17 мая года нынешнего, и "Калину" с кузовом "универсал", и "Калину" с кузовом "хетчбэк", которая сойдет с конвейера в будущем году. Здесь же - "Лада Приора" и другие автомобили из модельного ряда, утвержденного стратегическим планом концерна.
Чуть подробнее рассказал о новой "Калине" главный конструктор Владимир ГУБА, сообщивший, что двигатель 1, 4 литра, установленный на этом автомобиле, является новым шагом в двигателестроении АвтоВАЗа, поскольку он более экономичен и экологичен, нежели его предшественники.
- Возможно, вы не видите на стенде ВАЗа никаких новинок, -сказал Владимир Иванович, - но на заводе тем не менее ведется постоянная кропотливая работа по повышению качества выпускаемой продукции. Например, мы представляем "десятое" семейство в категории "люкс" - с обновленным салоном. Или "ВАЗ-2112"-купе: после снятия с производства "восьмерки" остался неутоленным потребительский спрос на трехдверные автомобили спортивного характера. Есть еще и "Калина-Спорт" и "Лада-Революшн".
Одним словом, на ВАЗе, наконец-то, отказались от "воздушных замков": действительно, в условиях такой рыночной конкуренции строить здание успеха лучше всего на твердой почве.
ГАЗ: все те же, все там же
Да пусть не обижаются на меня представители Горьковского автомобильного завода из Нижнего Новгорода! Но их стенд я вот уже который год посещаю, как Музей восковых фигур. Что сегодня, что год назад - на том же месте две "Волги", прошедшие "фэйслифтинг" и два так называемых джипа "ГАЗ-3106"...
Впрочем, нынешний автосалон -это не "ярмарка тщеславия", а конкретный "шоу-рум", только очень и очень большой. Подходи, выбирай, приценивайся... Даже прайс-лист со средними ценами от московских дилеров тебе предоставят.
Жаль, конечно, что фантазия некогда столь богатого на выдумки -вспомним "Победу" и "ГАЗ-21"! -завода ныне ограничивается изобилием хрома и плюша в салоне...
...Еще раз состояние, называемое "дежа вю", я испытал, выйдя из павильона на свежий воздух. Справа от входа, на том же месте, что и год назад, стоял ГАЗовский аналог "Хаммера" - "Тигр". Только на этот раз под покрышки трехтонного монстра кто-то "накрошил" обломков камней. Не иначе как для того, чтобы подчеркнуть внедорожный характер машины.
Честно говоря, хотелось бы проверить его на практике: с "Хаммером" мне это удалось. Было бы интересно сравнить...
Чуждый "ИЖ"
Сравнение невольное, уж прошу прощения. Но так много изменилось за прошедший год!
Например, со стенда Ижевского автомобильного завода исчезла "Фабула"... Нет, сама фабула -"основное содержание" по Брокгаузу и Эфрону - осталась, но она теперь переводная, с корейского. В Ижевске отныне выпускают "КИА".
Точно такие же "КИА" стояли почти напротив, на стенде самого южнокорейского концерна. И от этого среди экспонатов "ИЖ" было немного не по себе...
Patriot и Rexton: не родственники, но однофамильцы
Уж не знаю, у кого как, но у меня лично наибольшие интересы вызвали стенды, на которых была представлена внедорожная техника.
А тут - такая удача: прямо у одной из лестниц "Форума" - стенд SsangYong, а за стенкой - экспозиция УАЗ. Впрочем, тут не удача. Просто и УАЗ, и SsangYong Rexton ныне - представители одного семейства, семейства компании "Северсталь-Авто". "Автоклуб" уже рассказывал в мае, что компания купила у правительства Татарстана Завод малолитражных автомобилей в Набережных Челнах. И вскоре по соседству с конвейером, с которого пока еще сходит "Ока", начнут собирать из машинокомплектов южнокорейские внедорожники. Пока - собирать. Потому что вскоре в Набережных Челнах развернется полноценное производство.
Что касается УАЗа, то завод в Ульяновске был приобретен еще несколько лет назад. Новые владельцы предприятия сделали тогда все возможное для того, чтобы сохранить прежние наработки прежнего руководства. Увы... "УАЗ-3160 Симбир" испытания рынком не прошел. Вместо него уже теперь на свет появился UAZ Patriot. Возможно, кого-то и покоробит от того, что сугубо российский, сугубо военный - еще 20 лет назад - автомобиль имеет теперь англоязычное название. Но ведь если вспомнить, слово "Лада" на вазовской классике тоже писалось латинскими буквами: ну не прижилось слово "Жигули" в Европе... Из-за не совсем приличной аналогии.
Руководство "Северстали" уже заявило о том, что Rexton и Patriot вскоре будут соплатформенниками: то есть российский внедорожник получит более современную, более комфортную подвеску, сохранив тем не менее все свои качества. И при этом он будет стоить как минимум в два раза дешевле своего корейского "родственника".
Хотя у "Патриота" уже появились конкуренты.
Китайское нашествие
Скажите, только честно: верите ли вы в то, что совершенно новый внедорожник "Тойота" можно купить за 14 тысяч долларов? При условии, что маленькая "Шеви-Нива", хотя и в самой богатой комплектации, стоит всего на тысячу дешевле? Думаете, бред?
Отнюдь!
Китайские внедорожники "Великая стена" - или, чтоб уж "звучало", Great Wall, - уже год как весьма успешно продаются в России. По словам Татьяны Колодиной, коммерческого директора "Ирито-Холдинга", являющегося официальным дилером марки GW в нашей стране, продано уже от шести до семи тысяч авто: штука для нового, практически нераскрученного бренда практически небывалая!
А удивляться особо нечему. В Китае действовало сборочное предприятие концерна "Тойота", и свои первые внедорожные модели Deer G3 и G5 (обе - с кузовом пикап), а также SUV ("паркетник") G5 были построены на платформе отличнейшей машины "Тойота ФоРаннер". Даже двигатели на этих моделях стоят "тойотовские". А первая почти самостоятельная модель - Hover - построена на платформе "Исузу". Тоже, между прочим, не самый плохой вариант, особенно если вспомнить про суперпопулярный в России еще десять лет назад "Опель-Фронтера".
Но "Опель"-то был снят с производства, потому как устарел даже не столь физически, сколь морально. A Hover очень даже ничего - настоящий рамный внедорожник.
Правда, ценовая вилка очень заметная. Если, например, за G3 просят от 13 тысяч долларов, то Hover почти в два раза дороже.
И все равно конкурент для уже действующих на российском рынке операторов проявляется очень опасный. Китай готов собирать автомобили немыслимыми сериями: только сегодня там строятся три автомобильных завода. А мы - ближайшие соседи... Не знаю, как в Москве, а на Дальнем Востоке этот факт, думаю, скоро оценят.
Думайте сами, решайте сами...
Хотите сами решить, сколько должен стоить тот или иной автомобиль? Тогда вам нужно зайти на стенд иранских автопроизводителей. Всего год назад, помнится, компания Iran Khodro Co представляла смешные автомобильчики марки Samand. Теперь же на их стенде нечто вполне современное. Судя по радиаторной решетке, напоминающее "Фольксваген-Пассат" третьего поколения. Не угадал... Оказалось, симбиоз "Пежо" 405-й и 406-й моделей.
Цены еще нет. И дилеры не спешат ее называть. Зато всем посетителям раздают анкеты с просьбой оценить внешний вид и интерьер машины по 10-балльной системе. А заодно и назвать цену, которую, по их мнению, не жаль заплатить за этот гибрид. Я считаю, что самое
"то" - 10 тысяч долларов (это нижний порог). А вот менеджеры в частной беседе признаются, что отсчет начнется как минимум с 13 тысяч... Иначе просто невыгодно.
Зато иранцы готовы поставлять нам немного устаревшие модели "Пежо-206". К тому же они на 25 процентов дешевле французских, хотя и ничем от них не отличаются.
"Снежный человек" из Шкоды
Вот уж кто удивил, так это братья-славяне. Если, конечно, марка "Шкода", вошедшая в 90-х годах прошлого века в состав концерна "Фольксваген", может считаться "славянкой".
Всего-то в марте этого года в Женеве чехи показали свой концептик Yeti - читай, "снежный человек". И вот уже московский показ. Не знаю, изменились ли планы: четыре месяца назад о Yeti говорили как о забавной игрушке, у которой единственный "дворник" ходит параллельно боковым стойкам по специальным направляющим, очищая всю поверхность стекла. Теперь вот и мы на это чудо полюбовались.
Но и кроме фантазий было что посмотреть, что потрогать и внутрь чего залезть. Чехи привезли на МОТОР-ШОУ-2005 Skoda Fabia Combi, Skoda Octavia Tour, Skoda Fabia RS, New Skoda Octavia, Skoda Superb и New Skoda Octavia Combi. Любят они наш рынок, похоже.
Сколько ждать обещанного?Если обещают корейцы - то год. На прошедшей пресс-конференции представители южнокорейского концерна "КИА" объявили о том, что новые "КИА Рио" и "КИА Спортедж" уже практически готовы к производству, но массовое производство начнется... только в будущем году. Хотя первые машины обновленных моделей к европейским дилерам начнут поступать уже нынешней осенью.
Всякая всячина
Будете на автосалоне - не спешите нырять в тень павильонов, походите по площадкам перед ними. Посмотрите -может быть, именно эти автобусы через несколько лет будут играть роль маршруток на столичных улицах? А грузовые автомобил "МАЗ", "КамАЗ" или "УРАЛ" появятся на наших стройках.
Теперь уже никто не скажет о товарном голоде: предлагают производители все, что душеньке угодно! Не хватает грузоподъемности у "Газели"? Пожалуйста, вот вам "Газель" на тонну! Дымный, грязный выхлоп у "КамАЗа"? А как вам вот этот, отвечающий нормам Евро-3?
Не буду утверждать, что все это новые или современные разработки. Новые и современные будут показаны не здесь и не сейчас.
И о ложке дегтя
Единственное неприятное впечатление от МОТОР-ШОУ-2005 - транспортное. Не знаю пока - поскольку пишу эти строки в среду вечером, - что будет твориться у "Экспоцентра" сегодня, завтра и в выходные. Знаю, что на четыре дня район Красной Пресни будет парализован автомобильными пробками, что приткнуться будет негде, что в 1-м Красногвардейском проезде и так узко, да еще и проезжая часть разрыта...
И на этом фоне кое-кто уже делает свой маленький гешефт при полном попустительстве сотрудников ГИБДД - которым не до этого - и организаторов.Какие-то пацаны, огородив веревками участки обочин, готовы за деньги переуступить кусочек и вам. Сегодня - за 50 рублей. Завтра - за 100. А совсем еще мальчишки тоже за деньги пускают всех желающих в окрестные дворы...
Некрасиво: ведь на воротах, преграждающих автотранспорту путь на территорию "Экспоцентра", висит объявление, предупреждающее, что стоянка для посетителей бесплатная...
Впрочем, это же шоу. А за шоу надо платить.
Сергей ИВАНОВ (фото)