Перейти к основному содержанию

Главная      Весь ужас в том, что нас сейчас поймут

Весь ужас в том, что нас сейчас поймут

Марат Асипов

тел: 59-71-98

masipov@time.kz

(Окончание. Начало >>> )

После того как судья Шарипов закончил чтение решения, в зале начали скандировать: "Позор! ". Судебному приставу пришлось прокладывать судье дорогу к выходу через возмущенных зрителей, одна из пожилых женщин даже попыталась схватить судью за мантию, но пристав легко справился с ней. Журналисты ринулись к Алтынбеку Сарсенбаеву, который оказался в центре внимания, как и во все дни процесса. Немногочисленные сторонники "Хабара" молча покинули зал, никак не выражая своих чувств по поводу этой победы.

Истцы, первоначально требовавшие взыскать миллиард тенге с ответчика, в результате получили в тысячу раз меньше плюс опровержение на сайте оппозиционной газеты.

Суд не принял во внимание приведенные Сарсенбаевым доказательства того, что в медиа-холдинг Дариги Назарбаевой входят перечисленные им СМИ. Истцы настаивали на своем по простой схеме, поддержанной судьей: докажите, что "Хабар" входит в холдинг Дариги Назарбаевой вместе с КТК, НТК, "Караваном" и пр. Между тем экс-министр зачитал выдержку из интервью самой Назарбаевой газете "Новые известия", в котором она сказала, что, дескать, управляет медиа-холдингом. Эта цитата осталась без внимания... Судя по сложной схеме, представленной ответчиками, но отвергнутой судом, классического холдинга, то есть одной определенной структуры, владеющей акциями всех этих СМИ, не существует. Сарсенбаев намеревался расшифровать свою схему и довести до конечных владельцев, то есть до Дариги Назарбаевой и ее доверенных людей. И кое-что Сарсенбаеву все-таки удалось обнародовать...

В частности, в прошлый четверг в суде бывший министр информации сообщил, что огромное здание в самом сердце южной столицы, в котором располагаются все названные СМИ, в том числе и "Хабар", было выкуплено по 44 доллара за квадратный метр. Надо отметить, что даже в самый разгар экономического кризиса конца 90-х квадратный метр самой страшной хрущевки в микрорайонах не стоил дешевле 100 долларов. А в учредителях компании, владеющей этим зданием, был ее весьма близкий родственник. Впоследствии, как утверждает Сарсенбаев, эта компания перешла в собственность к рядовому сотруднику посольства Республики Казахстан в Австрии, который недавно погиб в автокатастрофе.

В суде ответчики обнародовали информацию о телеканале "Первый канал "Евразия". Оказывается, государство выплачивает сотни миллионов тенге "Хабару", чтобы тот обеспечивал трансляцию эфира частной компании "Первый канал "Евразия". Деньги перечисляются на счета двух компаний, которые, собственно, и осуществляют ретрансляцию. Примечательно, что названия этих компаний фигурировали в схеме Алтынбека Сарсенбаева. Представитель "Хабара" Канат Сахариянов, кстати, подтвердил, что государственные деньги транзитом через "Хабар" переводятся на счета ре-транслирующих компаний. Таким образом, ретрансляция осуществляется за казенные деньги, а деньги от рекламы в госбюджет не попадают. Также истцом фактически была подтверждена информация экс-министра о том, что государство давало деньги "Хабару" на укрепление материально-технической базы, при этом доля государства в получастной компании "Хабар" не увеличивалась. По информации адвоката Сергея Уткина, выступавшего на стороне ответчика, цена рекламного времени, продаваемого на "Первом канале "Евразия" за полгода, составляет около 80 млн. долларов в год. При этом "Хабар", владеющий акциями этого канала, продал 20 процентов акций за 800 тысяч тенге, или примерно за 5 тысяч долларов.

Когда представитель истца, перечисляя достижения агентства "Хабар" в международных организациях, заявил, что "мы намеренно идем на то, чтобы медийный рынок у нас был свободным", в зале раздался дружный смех. Аудитория развеселилась настолько, что судья был вынужден потребовать от пристава: любого, кто впредь засмеется, удалять из зала.

После оглашения решения юрист агентства "Хабар" Канат Сахариянов заявил, что удовлетворен вердиктом суда.

Алтынбек Сарсенбаев:

Разоблачения будут

- Алтынбек Сарсенбаевич! Ожидали ли вы такого решения суда?

- Честно говоря, от нашего суда я иного решения и не ожидал, поскольку уверен: то действо, которое кто-то называл "судом", являлось частью, одним из звеньев общего политического процесса, идущего над оппозицией в целом. Взять хотя бы то, что оспариваемое интервью было опубликовано 1 октября, а суд проходил в июне...

- И что это может означать?

- Это означает, что процесс является политическим. Это означает, что приближаются президентские выборы.

- То есть вы не согласны с решением суда?

- Абсолютно и по всем пунктам. И вот почему. Во-первых, прочитав решение суда, я был очень удивлен, поскольку не нашел там ни одного доказанного мною и подтвержденного самими хабаровцами факта о государственном финансировании канала "Евразия "Первый канал" через АО "Агентство "Хабар". Или то, что нами было доказано, что учредителями телеканалов "Евразия "Первый канал" и "Хабар" являются одни и те же частные компании. В решении судьи Шарипова нет ни слова о том, что АО "Агентство "Хабар" получало со стороны государства значительные финансовые средства на укрепление своей материально-технической базы даже после того, как оно перестало быть стопроцентно государственным предприятием.Не говорится в нем о том, что при разгосударствлении канала бюджет не получил ни одного тиына от новых акционеров. Парадокс в том, что мы представляли серьезные документы, хабаровцы их признавали, а судья не удосужился даже отразить это в своем решении и переворачивает ситуацию с точностью до наоборот.

- По этой части понятно. А что стало с вашими свидетелями, о которых вы не раз заявляли накануне суда?

- У меня на руках есть нотариально заверенные свидетельства многих людей, но большинство из них мне не дали даже зачитать! Судья Шарипов отклонил все мои обращения, заявив, что все это не относится к предмету иска! А что тогда относится к предмету иска? Как можно доказать свою правоту, если тебе отказывают в полноценной защите, в вызове важных свидетелей, которые могли бы рассказать о многом. Я просил суд истребовать из органов юстиции официальные регистрационные документы более чем 60 фирм и компаний, которые доказывают мою правоту. Судья снова отказывает... Более того, когда мы подготовили и выразили готовность передать суду собранные нами материалы, которые могли бы доказать аффилиированность Дариги Назарбаевой с целым рядом телерадиокомпаний и СМИ, нам снова было отказано. Но при этом принимается решение, которое по своей сути далеко выходит за пределы искового заявления, предвосхитив даже самые скромные ожидания и желания "Хабара". Например, меня хотят обязать опровергнуть даже такие высказывания: "руководитель медиа-холдинга, который монополизировал информационный рынок в своих интересах и интересах своей партии и душит свободу слова". Но ведь в данном случае я имел в виду Даригу, а не агентство "Хабар"! ..

- Будете ли вы обжаловать решение суда?

- Конечно.

- То есть скоро мы станем свидетелями новых разоблачений?

- Они будут. Вне зависимости от дальнейшего развития ситуации...

Там, где пехота не пройдет...

По Великому Шелковому пути пролег маршрут автопробега "Chevrolet Niva Казахстан-2005". Из 2500 километров, которые предстояло пройти участникам этого экстремального марафона, почти 1000 пришлась на солончаки, такыры, тугаи и песчаные барханы. Но для российского внедорожника дорога найдется и там, где ее нет.

В 90-е годы ХХ века авторитетный британский журнал "Мотор" дважды проводил тестирование волжских джипов. По свидетельству специалистов, русские "Нивы" отлично выдержали испытание на "овечьих тропах" Уэльса. Более того, им не раз приходилось вытаскивать из непролазной грязи соперников, представлявших именитые японские бренды...

И вот век ХХI: первое масштабное испытание потомков знаменитого внедорожника - современных джипов "Chevrolet Niva 4х4" - состоялось в Казахстане. Экстрим? Не то слово! Ютта КЛЯЙН-ШМИДТ, неоднократная победительница ралли Париж - Дакар, немало поколесившая по казахстанским просторам, признает, что пройти сотню километров по нашему бездорожью намного сложнее, чем одолеть Сахару.

В пробеге "Chevrolet Niva Казахстан" приняли участие 14 экипажей. За рулем - топ-менеджеры ЗАО "GM-AVTOVAZ" и создатели "Chevrolet Niva 4х4", в том числе конструктор перспективных моделей Юрий САЗОНОВ и директор по качеству Януш ПУЗОНЬ, а также российские и казахстанские журналисты, эксперты, представители региональных дилеров "GM-AVTOVAZ".

Главный герой пробега "Chevrolet Niva 4х4" являет собой поистине новое слово в россий-ском автомобилестроении. Наряду с высокой проходимостью этому внедорожнику, в отличие от его предшественника, присуще и высокое качество исполнения. Впервые в истории бренда водителю и пассажирам джипа обеспечен современный уровень комфорта и безопасности. Российские конструкторы опирались на огромный опыт автоконцерна "General Motors", чьи специалисты также принимали участие в работе над "Chevrolet Niva".

Теперь - о самой машине. Благодаря постоянному полному приводу "Chevrolet Niva 4х4" одинаково уверенно чувствует себя и на скоростной автомагистрали, и там, где магистралей нет вообще, - на льду, в снегах и песчаных заносах. Новая раздаточная коробка с блокировкой дифференциала позволяет максимально использовать возможности внедорожника. Мощный двигатель с системой впрыска топлива обеспечил джипу резвость и экономичность. Просторный пятиместный кузов оцинкован, что делает его практически вечным. Наконец, уже в базовой комплектации "Chevrolet Niva" оснащен гидроусилителем руля германского производства, а также центральным замком, боковыми зеркалами с электрорегулировкой и обогревом, электростеклоподъемниками и противотуманными фарами от таких авторитетных производителей, как "Bosch" и "Delphi".

Остается добавить, что компания "МЕРКУР" - официальный дилер ЗАО "GM-AVTOVAZ" - производит дополнительный тюнинг "Chevrolet Niva 4х4" по желанию заказчика, включая установку японских кондиционеров, боковых подножек и дополнительной защиты типа "кенгурин". Оснащенные по последнему слову техники автоцентры "МЕРКУР" находятся в Астане, Алматы, Атырау, Костанае, Таразе и Шымкенте.

На ВСЕ продаваемые автомобили компания "МЕРКУР" предоставляет заводскую гарантию (срок 1 год или 20000 км пробега). Цена базовой модели "Chevrolet Niva 4х4" - 1568000 тенге (с НДС).

Адиль АМАНТАЕВ,

Алматы