ZAZ Slavuta 1.3i: Украинский ответ нормам "Евро-2"
ТЕСТ
Самая мощная, самая оснащенная, самая дорогая и самая экологически чистая "Славута"
Постепенно российские производители отучают народ от многозначных индексов в обозначении моделей. К примеру, АО "АвтоВАЗ" предлагает не ВАЗ-1118, а просто Lada Kalinac кузовом седан, Ульяновский автозавод - не УАЗ-315195, а UAZ Hunter. Однако в качестве заводского обозначения все равно используются цифры, чтобы не было неразберихи с комплектациями. Вот и ZAZ Slavuta с 1,3-литровым мотором, оснащенным впрыском топлива, предлагается в двух вариантах: ЗАЗ-110308-40 (люксовый) и ЗАЗ-110308-42 (упрощенный). Мы познакомились с обеими машинами, а одну из них и обкатали.
О комплектациях и ценах
"Славута" с 5-дверным кузовом лифтбек на нижегородском рынке представлена давно, и мы уже тестировали машину с 1,2-литровым карбюраторным мотором, которую по отверточной технологии пытались собирать в нашем городе. Однако дело на Нижегородском автосборочном заводе не пошло, и сейчас, как и прежде, автомобилями украинской сборки торгует единственный официальный дилер - ОАО "Авангард-Авто". У него есть все возможные комплектации этого автомобиля, начиная от стандартной версии (1,2 л, карбюратор) по цене 121 500 рублей и заканчивая самой мощной - с 1,3-литровым двигателем, оснащенным распределенным впрыском топлива и соответствующим нормам токсичности "Евро-2". Поставки такой модели начались не очень давно, и ее цена колеблется от 142 500 рублей за машину в упрощенной комплектации до 158 000 рублей за люксовую, окрашенную металликом. Причем в стоимость входят полная антикоррозионная обработка составом Dinitrol и установка подкрылков, а люксовая версия ЗАЗ-110308-40 в "стандарте" оснащается тонированными стеклами, подголовниками на заднем сиденье, молдингами, накладками тоннеля пола и колесными колпаками "люкс".
Кроме того, она отличается задним антикрылом со встроенным стоп-сигналом, улучшенной комбинацией приборов с тахометром и электронным одометром, передними электростеклоподъемниками, центральным замком с дистанционным управлением и магнитолой "Днепр" с четырьмя динамиками.
Все это весьма привлекательно, учитывая, что самую дешевую российскую переднеприводную модель - ВАЗ-21093i сызранской сборки - в "голом" виде дешевле 180 000 рублей не найти. А цены на "Самару-2" вообще начинаются со 186 тысяч.
А теперь давайте подробнее познакомимся с нашим "подопытным".
Качественная сборка
Не секрет, что корейцы из корпорации Daewoo, придя на ЗАЗ, первым делом решили поднять качество уже выпускаемых моделей. В их конструкцию был внесен ряд существенных изменений, применены новые материалы, на заводе установлено новое оборудование и оснастка, а требования к самой сборке повышены.
Вот и на нашем автомобиле зазоры между деталями кузова везде ровные, к качеству окраски не придерешься, материалы обшивки сидений и дверей радуют глаз веселенькой расцветкой. Правда, дизайн передней панели даже на люксовой версии выглядит устаревшим, но сам материал, из которого она изготовлена, неплох по фактуре. К тому же решетки вентиляции стало легче регулировать, а комбинация с тахометром выглядит достаточно современно.
На водительском месте устроиться удалось сравнительно удобно, разве что руль расположен высоковато и никак не регулируется. На ходу же, как оказалось, панели не издают сильных скрипов, однако шум в салоне все-таки присутствует.
Городской житель
Шум и вибрации в первую очередь передаются от силового агрегата, особенно когда он работает на холостом ходу. Его подвеска явно требует доработки. К тому же обороты все время "плавают", но это уже недостаток конкретной машины (мы заводили другие, и на них такого явления не наблюдалось).
Кроме того, много шумов передается от дороги, от покрышек и подвески. А значит, тут еще есть над чем поработать в плане звукоизоляции.
Зато машинка оказалась резвой и шустрой. Двигатель очень быстро прогревается до рабочей температуры и с охотой разгоняет юркую "Славуту". Вот только если сбросить газ, а потом резко нажать педаль, то он начинает "захлебываться" и дергаться, словно в конвульсиях. То же наблюдается и при трогании с места. Машина может даже заглохнуть. При плавном же нажатии ничего такого не происходит. Контроллеру этой машины явно требуется "вправить мозги".
Если же не обращать внимания на эти причуды впрыска, то езда по городу получается довольно быстрой. Со светофора "Славута" уходит в первых рядах, а благодаря небольшим наружным габаритам (особенно ширине) и острому рулю позволяет пробираться сквозь сплошной поток. Однако поведение машины из-за отсутствия стабилизаторов поперечной устойчивости получается довольно нервным: перед тем как выполнить команду, кузов сначала кренится в противоположную повороту сторону, и "Славута" устремляется внутрь слишком резко. Даже на прямой эти крены держат водителя в напряжении.
Еще при крутых маневрах внутреннее переднее колесо сильно разгружается и начинает пробуксовывать, теряя контакт с дорогой. Однако нужно отдать машине должное, она при этом сохраняет нейтральную поворачиваемость, то есть не начинает сильно скользить передними колесами и не пугает угрозой заноса. Что же будет, если поставить на "Славуту" хотя бы передний стабилизатор и амортизаторы чуть пожестче? Об этом вы можете прочитать в разделе "Тюнинг". Пока же придется констатировать тот факт, что подвеска стандартной машины требует некоторой доработки, если, конечно, при таком резвом двигателе вы не собираетесь ездить с черепашьей скоростью.
Не все в порядке и с переключением передач: усилия на рычаге достаточно большие, а избирательность оставляет желать лучшего. Да еще эта "перевернутая" схема: у запорожской коробки пятая передача "перепутана" с задней. Правда, на последней стоит хорошая защита "от дурака" - прежде чем ее включить, нужно довольно сильно утопить рычаг вниз, а на ходу это сделать невозможно. Со временем же к такой схеме можно и привыкнуть. Тогда уже на вазовской "классике" и "Волге" переключение будет казаться неправильным. Кстати, на пятой передаче двигатель спокойно тянет уже с 60 км/ч, поэтому на трассе можно вообще не прибегать к услугам рычага КПП.
Однако "Славута" все же больше городской житель, и здесь хотелось бы иметь меньшие усилия как на руле, так и на рычаге. А вот педали, пожалуй, даже слишком "легкие", поэтому при трогании с места и при торможении трудно подобрать правильное усилие, хотя к эффективности тормозов никаких претензий нет.
К плюсам машины следует отнести и достаточно большой багажник, а также отменную проходимость (во время прошлого нашего теста мы изрядно поколесили по лесу), поэтому можно назвать "Славуту" мечтой дачника. А если к ней еще немного и руки приложить (поставить стабилизатор, сделать дополнительную шумоизоляцию, убрать "запаску" из-под капота и так далее), то получится весьма неплохой автомобиль для молодежи, тем более что многие подмеченные нами недочеты пропадут сами собой после обкатки.
Технические характеристики ЗАЗ-110308-40
Длина/3980 мм
Ширина/1578 мм
Высота/1425 мм
База/2320 мм
Колея передних/задних колес/1324/1305 мм
Дорожный просвет/160 мм
Снаряженная масса/790 кг
Число мест/5
Объем багажника (со сложенным задним сиденьем)/300 (740) л
Двигатель/МеМЗ-3071, бензиновый, с распределенным впрыском
Число и расположение цилиндров/4, в ряд
Число клапанов/8
Рабочий объем/1299 куб. см
Степень сжатия/9,8
Макс. мощность/66 л. с. (при 5300 об/мин)
Макс. крутящий момент/105 Н*м (при 3250 об/мин)
Коробка передач/Механическая, 5-ступенчатая
Привод/Передний
Подвеска передняя/задняя/Независимая, типа McPherson/полузависимая, на продольных рычагах, связанных поперечной балкой
Рулевое управление/Реечное
Тормоза передние/задние/Дисковые/барабанные
Шины/155/70 R13
Диски/Стальные, 4Jx13"
Макс. скорость/157 км/ч
Время разгона до 100 км/ч/16 сРасход топлива на 100 км:
в городском цикле/8,0 л при 90 км/ч/5,6 л при 120 км/ч/7,7 л
Емкость топливного бака/38 л
Редакция выражает благодарность фирме "Авангард-Авто" за предоставленный на тест автомобиль.