Перейти к основному содержанию

Главная      ОН ОДИН ТАКОЙ

ОН ОДИН ТАКОЙ

Самый старый автомобиль Барнаула

"Вечернему Барнаулу" не впервой отыскивать и вытаскивать на свет раритеты. На этот раз объект нашего внимания - автомобиль. Из пяти имеющихся в Барнауле "М-401" на ходу только этот. В том, что он действительно на ходу и развивает вполне приличную для города скорость, мы убедились лично. Его хозяин, человек военный, прибыл на место встречи в 14. 00, как и договаривались. Пока мы беседуем, с "москвичом" знакомятся все, кто по воле случая оказался рядом. Особенно впечатляющая экскурсия прибыла на машине с надписью "Частная охрана" , крепкие юноши в камуфляже молча курили, обступив историю отечественного автопрома. А он, весь такой уютный, маленький, таращил на них свои круглые глазищи и словно улыбался. Первое, что приходило на ум - "москвичонок" намекает: "Ребята, ну чего вы смотрите? Да, я весь ободранный, неблестящий, у меня даже дворников нет, хозяину все время приходится выскакивать и тряпочкой стекла протирать. Зато колеса у меня родные, вездеходные, и потолок в салоне - посмотрите, исторический".

Как это было

Андрей Малютин, как и все нормальные мужики, был не прочь обзавестись иномаркой. БМВ служил верой и правдой, но когда сломался, выяснилось, что на ремонт нужно столько, что легче отечественную купить. И купил. Не новую, но крепенькую, 1954 года выпуска, на ходу, документы в порядке, и есть даже специальная литература: "Ремонт автомобиля "Москвич" (1952 г.) и "Каталог запчастей автомобиля "М" (1954 г.) . Сомнения развеяли две истории, которые бесплатно прилагались к машине: после своего рождения ни разу не перепродавалась и дважды возила хозяев на сочинские курорты. "Но главное, - говорит Андрей, - он мне на лицо понравился сразу, кругленький, неагрессивный".

Поскольку ремонт новому приобретению не требовался, новый хозяин решил тюнингом заняться. И тут - облом. Деньжищ столько надо! Решил хоть покрасить, на компьютере подобрал необходимые цвета: крылья - "слоновая кость" , кузов - красный.

Удалось по случаю приобрести новые крылья и стекла, а пока больше ничего не нашел. Но не теряет надежду.

Как это есть

"Москвичонок" успешно эксплуатируется и, похоже, ему очень нравится быть постоянно в разъездах, потому что он всегда в центре внимания. И все время попадает в интересные истории. Стоят они как-то с хозяином на стоянке, подходит джентльмен. Обозрел увиденное и говорит: "Слушай, резина у тебя лысая. Едем ко мне в гараж, у меня как раз четыре колеса москвичовских стоят".

Сделку по продаже таковой и не назовешь, скорее - подарок: триста рэ за полный комплект резины!

В другой раз едут семьей на дачу, вы ехали уже за город, дело было днем, поэтому хозяин спокойно прореагировал на настойчивые сигналы ехавшего сзади джипа. Тот сначала мигал фарами, а потом по-свойски, по-братковски взял и прижал "москвича" к обочине. Вышли эти самые братки и с ходу в лоб: "Продай! ". Потом, сообразив, что нельзя же семью бросить на дороге, предложили второй вариант: "Ну тогда давай на джип меняться! ". Семейство Малютиных ответило так: "Нет, он нам самим нравится".

Нередко машину тормозят просто так: "Извини, мы пообщаться хотим.Он что, еще едет?". "Москвич" уже старенький и не обижается на глупые вопросы, снисходительно пофыркивают лишь его "лошадки" во время этих неожиданных остановок посреди дороги.

Особые отношения у него с гаишниками. Те только что под козырек не берут, когда "москвич" мимо проезжает. Иногда просят свернуть к обочине и задают один и тот же вопрос: "Ему сколько лет?". А "москвич" только улыбается в ответ, ведь ему всякое пришлось повидать на своем веку. Припомнить хоть такую историю. Собрались его хозяева в филармонию и встала дилемма: вызывать такси или ехать из спального района на трамвае через весь город в вечерних нарядах? Хорошо, что про третий вариант вспомнили. Когда "малыш" подвез их к филармонии, стоявшие у входа современные красавцы-машины ничуть не удивились, а вот дамы и господа не смогли скрыть своего молчаливого уважения к паре, сумевшей сохранить в рабочем состоянии памятник отечественного автомобилестроения. Андрей добавляет: "Мы въехали в калашный ряд на своей "лошадке" и пошли приобщаться к искусству".

Взгляд изнутри

"Москвич-401" - изрядный пылеуловитель. Хозяин так говорит: "Тогда над этим особо не задумывались. Считай, с телеги сразу пересели в машину - и были рады".

Салон из кожзаменителя, дверцы открываются на манер шифоньера (обе на себя) . Потолок обит веселеньким набивным вельветом: по песочно-кремовому полю разбросаны мелкие коричневатые цветочки. Кузов - натуральная броня. Решил хозяин поправить мятое крыло, просто молоточком, без рихтовки. Мастер все руки себе отбил, стуча по железу, краска осыпалась, грунтовка обнажилась. Попробовали сколупнуть кусочек, не сразу удалось: намертво сидит. В одном месте отковыряли - под ней металл без намека на ржавчину. Кто понимает - оценит: более полувека эксплуатации в агрессивной городской среде - и нет ржавчины!

У машиночки нет не только дворников, но и спидометра. Он, конечно, есть, но отдельно от панели приборов. Андрею очень хотелось лично убедиться: сможет ли его друг разогнаться до заданной конструкторами скорости. И друзья придумали, как это сделать. Выехали за город. "Тойота-калдина" встала в один ряд с "москвичом" , и устроили параллельные гонки на выживание. Шли капот в капот. Андрей смотрел на дорогу, пассажир "калдины" на спидометр. Подтвердилось: девяносто! Но в спокойном режиме обычно не более сорока. Скорость выверена до метра в секунду, в чем, как мы уже говорили, удалось убедиться и нам.

Расход топлива - идеальный. "Она его не ест, она его нюхает, - смеется Андрей, - на сотку уходит примерно шесть-семь литров. Заливаю любой, какой есть. Сегодня первый выход поле зимы, чтобы разбавить зимний бензин, залил АИ-92, обычно чуть ниже октановое число. Едет плавно, хотя трясет покруче, чем в иномарке".

Легко ли управлять? Он продолжает: "А вы попробуйте с "автомата" пересесть: руль и колеса здесь "отдельно" , все время приходится ловить на трассе".

Мысли вслух

"Машина - это нужная в хозяйстве вещь. Мой "москвич" - это то, что не продается, это друг, это символ, это то, что я хочу оставить детям в наследство. Это часть моей жизни. "Москвич" всегда на ходу.

Он один такой, чтоб на ходу. Стоит "москвич" у ЦУМа, в нем лотерейные билеты продают, но там - только кузов. Еще один на территории больницы N 95, его под собачью будку приспособили, еще два сейчас в работе (из них один собирают, чтоб ездил) .

Моя "лошадка" еще много чего может, отдыхали на природе, понадобились дрова, распилили ствол березы, набили багажник и поехали. Может и картошки мешка два поместиться. Его бы, друга моего, покрасить. Был вариант - не состоялся. Одна очень солидная фирма заинтересовалась, хотели в свои цвета раскрасить, получился бы такой передвижной рекламный щит. Но потом сменились хозяева, поменялись цвета, и больше от фирмы предложений не поступало".

Резюме

Более старых, но "живых" автомобилей в Барнауле нами обнаружено не было (кто знает старее - докажите!) . Зарплата военного не так велика, чтобы ее хватило троим детишкам на молочишко и на тюнинг машиночке, которую давно уже считают членом семьи. А поскольку к детишкам причислить ее по возрасту нельзя, значит, это дедушка.

Господа предприниматели, а может, скинемся? Ведь он один такой, грустно ему оставаться ободранным после того, как журналисты им заинтересовались. Андрей Малютин не прочь рассмотреть предложения. "ВБ" готов записать номера телефонов, подчеркнув: друг семьи не продается, а только ждет помощи. Ну хочется ему стать красивее! Поможем?

***

В январе 1947 года Московский завод малолитражных автомобилей приступил к выпуску машин "Москвич-400". Они несли на себе три вида кузовов: седан, кабриолет, фургон. Имели под капотом 23 лошадиные силы и развивали скорость до 90 км/час. Расход бензина составлял девять литров на 100 км. Колесная формула 4 x 2, число посадочных мест - четыре, четыре же дверцы, столько же цилиндров с рабочим объемом 1074 куб. см, три передачи.

В 1954 году появляется новая модель "Москвич-401". Добавили "трех лошадок" , усовершенствовали коробку передач с рычагом переключения на руле, установили новое рулевое колесо и рычаг ручного тормоза сместили влево под панель приборов. Выпускали эту модель до 1956 года. "Москвич" стал поистине народным автомобилем и успешно продавался даже за рубежом (наравне с "Победой") .