Обзор прессы
ИГРА НА ВЫБЫВАНИЕ
В том, что это рано или поздно случится, сомнений не было. И вот — случилось! 8 марта был убит Аслан Масхадов, предпоследний в длинной цепи известных кровавых террористов, действовавших в России. Теперь остался только Басаев.
Как пишет «Московский комсомолец»,8 марта на политической карте мира одним непризнанным государством стало меньше. С гибелью своего президента перестала существовать Чеченская Республика Ичкерия, провозглашенная восьмого ноября 1991 года. По мнению «Московского комсомольца», теперь спонсоры-идеалисты из какой-нибудь Саудовской Аравии вынуждены будут либо прекратить помогать освободительному движению чеченцев, либо осознанно спонсировать террористов. Правда, был у Масхадова заместитель — Ваха Арсанов, но Масхадов сам его прогнал из вице-президентов еще в 2001 году за дружбу с головорезом Бараевым. И теперь Ичкерия провалилась в историю со смертью своего последнего избранного правителя. Масхадов объявил перемирие, приказал всем своим подчиненным прекратить боевые действия с 1 по 23 февраля. А боевые действия продолжались как ни в чем не бывало. Потому что Масхадов — лидер сепаратистов, не более того. А в Чечне кроме сепаратистов масса других бандитов. Так что, как пишет «Новое дело», на оперативную обстановку гибель Масхадова повлияет не больше, чем его пафосный приказ от 14.01.05 г. о перемирии. Не более же повлияет на нее и выбор «преемника» Масхадова — исламского проповедника из Аргуна Абдул-Халим Сайдулаева. По сведениям «Коммерсанта», главари боевиков приблизили к себе рядового аргунского самоучку, потому что тот, в отличие от настоящих али-мов и шейхов, открыто поддержал убийства и теракты как метод ведения джихада. Более того, в своих проповедях Абдул-Халим подводил некую религиозно-идеологическую базу под преступления, совершаемые террористами, как бы отпуская им грехи. Так что не стоит нашим и зарубежным «миротворцам» обольщаться возможностью очередных попыток переговоров с бандитами. Разговаривать больше не с кем. Это, собственно, давно было ясно, но некоторым любителям «общечеловеческих ценностей», в число которых почему-то входило поражение России от чеченских и арабских террористов, стало это ясно только теперь.
Именно поэтому столь истеричен тон их комментариев. Про российскую и западную либеральную прессу говорить не стоит — они и так уже давно практикуются на выливании помоев на Россию. Однако вызывает удивление позиция официальных властей западных стран. Почти все высказались по поводу уничтожения Масхадова осторожно-скептически (интересно, как бы высказались по поводу уничтожения Бен Ладена? !), многие состроили недовольные физиономии — мол, и с кем же теперь сажать Путина за стол переговоров? Резче всех высказались польские власти. Как пишут «Известия», министерство иностранных дел Польши, похоже, поставило перед собой цель спровоцировать дипломатический скандал с Россией. Тон задал сам министр Адам Ротфельд, назвавший ликвидацию Масхадова политической ошибкой. На следующий день мысль своего шефа развил пресс-секретарь МИД Польши Александр Хечко, заявив буквально следующее: «Те, кто совершил это убийство, хотели не допустить мирного соглашения. Это не просто преступление, но также и политическая глупость и большая ошибка». Процитировав это заявление, «Известия» отреагировали на него не менее жестко и настолько точно, что комментарии уже излишни. Есть в этом заявлении, пишут «Известия» о высказывании поляков, одно ключевое слово, которое Москва и Варшава еще долго будут вспоминать. Слово это — «преступление». Оно настолько оценочное, настолько прямое и конкретное, что официальные представители одного государства, говоря о действиях другого, как правило, стараются его избегать. Если, конечно, сознательно не ищут ссоры.
В Чечне идет война. На войне случается, хотя и крайне редко, что главнокомандующего одной из противоборствующих армий убивают. Если при этом представитель третьей стороны говорит о «преступлении», тем самым он дает понять, кому в этой войне сочувствует. Все предельно просто. Польша поддерживает бандитов. Запад поддерживает Польшу. Логическую связку достраивайте сами.
***
ДАВЛЕНИЕ НА «ГАЗ»
Нижегородская пресса, да и не только она, всерьез обеспокоена усилившимся в последнее время давлением на ГАЗ. Одному из флагманов нижегородской, да и российской, экономики приходится отбиваться от нападок со всех сторон и, что самое главное, бороться уже не просто за долю на рынке, а в буквальном смысле за место под солнцем. Как пишет «Нижегородский рабочий», министр транспорта РФ Игорь Левитин намерен избавиться от «ГАЗелей» в пассажирских перевозках в связи с участившимися в последнее время сообщениями об авариях с участием «ГАЗелей».
Несмотря на то, что, как пишет «Биржа», большинство экспертов и аналитиков технические характеристики неисправности машины называют в качестве одной из последних причин аварий, министр намерен, используя стандарты и требования, сделать так, чтобы «ГАЗели» ушли из этого сектора. По мнению «Коммерсанта», это пример классической недобросовестной конкуренции с использованием средств массовой информации и административного ресурса, причем на самом высоком уровне. «Аргументы и факты» приводят цитату министра в отношении ГАЗа: «Не надо бояться мер, которые будут носить репрессивный характер. Я считаю, что не должно быть поблажек». Однако, по справедливому замечанию газеты «Город и горожане», если сейчас немедленно применить репрессивные меры, настанет хаос — «ГАЗели»-маршрутки заменить нечем. Сегодня на них приходится до 90 проц. рынка частных пассажирских перевозок, и честную конкуренцию с ними выдержать не может никто. Именно поэтому и используются такие некрасивые методы. Как пишет «Нижегородский рабочий», глава Ространснадзора Александр Нерадько предложил ввести обязательное оснащение всех автомобилей системами АБС (антиблокировочной системой тормозов) и подушками безопасности. Такой тюнинг будет дорогостоящим для Горьковского автозавода, что повлияет как на цену «ГАЗелей», так и на рентабельность самого предприятия. Будет ли от этого выгода конкурентам, еще сомнительно, но вот то, что пострадают десятки тысяч рабочих, производящих и обслуживающих «ГАЗели», и миллионы пассажиров, — это факт. Так что стоило бы министру поосторожнее относиться к громким заявлениям, а то ведь можно и не выполнить его, а скандал останется. Как и неприятный осадок.