СИНДРОМ ПРОФЕССОРА ПРЕОБРАЖЕНСКОГО
Писать на тему, которой ежемесячно посвящают десяток глянцевых журналов, пару десятков еженедельников и бесчисленное количество газет, - дело неблагодарное. Поэтому мы не станем рассказывать в подробностях, как сделать из "запорожца" "Феррари" своими руками, а попробуем препарировать понятие тюнинга.
Итак, что же такое тюнинг? Да очень просто. Это все, чем не была оснащена, выходя с завода, ваша машина, все, что не входит в ее базовую комплектацию. То есть это могут быть как просто крутые диски или спортивный руль, так и добавка мощности вашему родному мотору или установка акустической системы тысяч эдак за пять долларов. Стоимость тюнинга может колебаться от нуля до бесконечности. Были в истории случаи, когда машину за три тысячи долларов превращали в машину за несколько сотен тысяч. Однако следует помнить одну простую вещь: вкладывая в машину большие деньги, вы рискуете их потерять при продаже. Например, один мой знакомый купил за четыре с половиной тысячи у.е. "Ауди 100" сорок ПЯТЫЙ кузов Нормальная цена, демократичная модель, но этого ему показалось недостаточно, и он переделал практически все: мотор, оптику, салон, звук. Заплатил в общей сложности десять тысяч долларов. Соответственно, машина обошлась ему уже в четырнадцать с хвостиком. Поездил он на ней несколько лет, тихо гордясь собою и машиной, да надумал продать. Продавал долго, и в итоге только за восемь тысяч "зеленых", потеряв, соответственно, шесть. Почему? Да потому что те люди, которые могли заплатить четырнадцать тысяч за авто, предпочитали более дорогие и престижные модели, а тонкого ценителя замечательного тюнинга не нашлось. Как говорится, семь раз отмерь, прежде чем тюнинговать "коняжку". Однако есть несколько категорий людей, которым море по колено. Не внимая голосу рассудка, они наворачивали, наворачивают и будут наворачивать Свои машины по разным причинам.
Двойной форсаж
Первая категория - это, конечно же, всевозможные гонщики. Участники профессиональных, полупрофессиональных, совсем непрофессиональных гонок и просто маньяки. С этими людьми все понятно. Мало какая стандартная модель может удовлетворить их требования к мощности и техническим характеристикам машины. Скорость - их жизнь, поэтому все титановые нагнетатели, турбо наддувы, окись азота, гидравлическая подвеска, спортивные рули и салоны, низкопрофильная резина- это для них. Ведь, вкладывая в машину даже десять-пятнадцать тысяч долларов, вы истратите меньше, чем на скоростные модели "Феррари", "Ламборджини", "Порше" и т. д. Ездят на этих машинах, как правило, долго, усовершенствуя их снова и снова, а потом либо разбивают в хлам, либо перепродают товарищам по цеху. Так что к этим людям можно относиться по- разному, но для них тюнинг - увлечение оправданное.
Левша и его блоха
Народные умельцы - тоже весьма интересная, хоть и более редкая категория любителей тюнинга. Это как раз и есть те самые люди, которые берут второй "гольф" и своими руками при помощи отвертки и запчастей, найденных на свалке, превращают его в сверхскоростной гоночный болид. Или в навороченный внедорожник. Либо, взяв три "гольфа", превращают их в "лимузин". Как вы сами понимаете, этим людям важен не результат, а сам процесс. Сделав очередного монстра, они тут же теряют к нему интерес, продают друзьям за три рубля и принимаются за следующий проект. Именно эти люди время от времени патентуют свои ноу-хау, двигают мировую автоиндустрию вперед. Так что их тюнинг тоже вполне оправдан.
Золотые унитазы
И, наконец, последняя и самая многочисленная категория. Те, кому просто некуда девать время и деньги. Именно они и становятся жертвами собственного эго и многочисленных автоцентров, специализирующихся на тюнинге машин. Никаким здравым смыслом, никакой необходимостью поступки и денежные траты этих людей чаще всего не обусловлены. Вот несколько историй из жизни (все они не придуманы, поэтому имена изменены):
История первая
Степе Сидорову очень нравились красивые синие лампы под днищем его низкой-низкой "Хонды-Прелюд". При переезде многочисленных калининградских трамвайных путей и ям, несмотря на защиту, лампы постоянно разбивались, но не такой Степа человек, чтобы отступать. Он ставил их снова и снова, что обходилось ему от 100 до 500 у.е.
История вторая
Федя Петров очень любил тонированные автостекла. Причем тонированные так, чтобы ничего не было видно. Сотрудники ГАИ постоянно принуждали Федю снять тонировку, но он не отступал. Поэтому каждый раз он снова и снова тонировал стекла. И, наконец, додумался затонировать и лобовое стекло. Притом так, что ориентировался ночью только по огням. Больше-то ничего ему не было видно. Ориентировался он, значит, да не сориентировался. И разбил свою машину, да так, что не подлежит она теперь восстановлению. Хорошая была машина. За 8 000 у.е.
История третья, заграничная
Джон Смит очень любил свой старый "кадиллак". Но парню все время казалось, что его движку не хватает мощности. И растачивал он его, и азотные ускорители ставил, и чего только с машиной не делал. Апофеозом всего стал ускоритель, снятый с ракеты. Выехал он на широкую трассу, разогнался, включил ускоритель, а остановиться так и не смог - тормоза просто сгорели. Нет больше Джона. Жестоко, но наглядно. Так что поверьте мне, водителю с немалым стажем, финансово не заинтересованному в продаже вам тюнинг-услуг, что автомобиль с велюровым салоном ездит точно так же, как и с кожаным леопардовым, хорошего 2,3-литрового стандартного двигателя вполне хватает для нормального автолюбителя. Ведь в целом индустрия тюнинга так же, как и индустрия красоты, построена тысячами неглупых людей для того, чтобы опустошать наши карманы. Тюнинг - вещь, безусловно, эффектная, но в целом совершенно бессмысленная, как и безумно дорогая одежда и обувь. Игрушки для взрослых. Естественно, бывают и исключения: машины становятся лучше и надежнее, но ведь и из стандартных авто всегда есть что выбрать. А зачем тогда, по-вашему, над созданием новых машин ежегодно трудятся конструкторские и дизайнерские бюро по всему миру? Я не претендую на то, что мое мнение - истина в последней инстанции. Однако оно основывается на реальных фактах. Помните, что в итоге после всех опытов в конце романа Булгакова "Собачье сердце" говорит профессор Преображенский? Он говорит, что понял, что не надо делать из собаки человека, так как любая нормальная женщина может его родить в любой момент. То же самое могу сказать и о машинах. Но если вы перфекционист и вам всегда хочется большего, то выбор, конечно, за вами.
***
Продается престижный асфальтовый каток "Кабриолет". Кожаный салон, кондиционер. V12. Турбодизель. Жесткая спортивная подвеска - отсутствие кренов в поворотах, нет заноса задней оси. Сверхнизкопрофильные литые диски. Набор максимальной скорости в момент старта. Противоугонная система - через полчаса после угона аппарат все еще в пределах прямой видимости.
Карина ПИНТИЙСКАЯ.