Перейти к основному содержанию

Главная      ДЕКАБРЬ - МЕСЯЦ РАСПРОДАЖ

ДЕКАБРЬ - МЕСЯЦ РАСПРОДАЖ

Что сейчас выгоднее покупать

За окном мокрый снег, оглушительно гремит китайская пиротехника, витрины магазинов, как по команде, украсились искусственными елками, мишурой и игрушками - значит, скоро Новый год, наш самый любимый праздник. И непременным атрибутом его являются новогодние подарки, которых ждут все - и стар и млад. А как доставить радость родным и близким, подсказывает реклама - начинаются новогодние распродажи.

Во всем мире декабрь заслуженно считается месяцем самой бойкой и оживленной торговли. Магазины и торговые центры встречают посетителей, которые и так настроены делать много покупок, массовым снижением цен, скидками и новогодними лотереями. Многим торговым компаниям последние недели перед Рождеством и Новым годом приносят больше прибыли, чем предыдущие полгода.

РАСПРОДАЖИ ВЫГОДНЫ ВСЕМ

Не все знают, что снижение цен экономически оправданно не только потому, что большие объемы продажи компенсируют снижение торговой наценки. Кроме этого фактора, необходимо учитывать целый ряд других.

Во-первых, дилерам, дистрибьютерам, да и другим фирмам, закупающим свой товар по оптовой цене в Москве, выгодно максимально увеличить объем закупок за год, чтобы получить на следующий год новые, более значительные скидки или как минимум не потерять действующие. Поэтому продать компьютер, автомобиль или телевизор в декабре, а не в январе, важнее для всего следующего года. А поскольку те же механизмы действуют и для московских оптовых компаний, которые в свою очередь закупают свой товар в других, более крупных фирмах и тоже заинтересованы в повышении оборотов и соответствующем увеличении скидок, от предновогодней распродажи выигрывают все.

Вторая важная причина скидок - чисто техническая. В следующем году остатки товара будут восприниматься уже как прошлогодние, что может существенно сказаться на их цене. Самый яркий пример - автомобили. Машина выпуска декабря 2004 года уже через пару месяцев будет рассматриваться как "годовалая", и рыночная стоимость ее неизбежно упадет.

В-третьих, вслед за всплеском покупательной активности неизбежно следует ее спад. Любой менеджер торговой компании знает, что январь для продаж - "мертвый месяц", сперва идут выходные дни, которые с 2005 года празднуются в нашей стране официально как рождественские каникулы, потом у населения уже не остается денег - все потрачено перед Новым годом или во время длительных праздников. Наши люди, как известно, любят отмечать с душой, с размахом, иногда до последнего рубля. А зарплату обычно выдают также до праздников - вот и получается, что в январе хватает денег лишь на самые необходимые покупки, в основном на продукты. И следовательно, торговые фирмы должны успеть заработать в декабре достаточно денег, чтобы их хватило и на январь. Иначе все уйдет к конкурентам.

Четвертый фактор - денег у населения перед Новым годом больше не только потому, что раньше времени выдают зарплату или хотя бы ее часть. Предприятия постепенно возвращаются к старой доброй традиции новогодних премий и "тринадцатых зарплат". А поскольку воспринимаются эти деньги частично как подарок, мало кто устоит перед искушением тут же их потратить.

ЧЬИ СКИДКИ БОЛЬШЕ

Насколько же хорошо понимают эти экономические механизмы астраханские продавцы? Только на первый взгляд кажется, что все витрины магазинов украшены табличками "Распродажа" и все компании опубликовали в СМИ рекламные объявления о новогодних скидках - многие к ним не прибегают.

Возьмем, к примеру, продовольственные магазины и рынки. Несмотря на довольно острую конкуренцию, цены на мясопродукты, фрукты, алкогольные напитки, кулинарные и кондитерские изделия перед Новым годом традиционно увеличиваются, а не снижаются. Особенно это касается рынков - продавцы уверены, что их товар все равно купят, потому что праздничный стол для нас является чуть ли не главным атрибутом Нового года. Да и после праздников мы все равно захотим кушать и снова придем в продуктовый магазин.

Только конкуренция среди крупных торговых сетей заставляет предпринимателей перед самым Новым годом объявлять о незначительном снижении цен или даже об их сохранении на прежнем уровне, уже это должно привлечь покупателей. По крайней мере, так было в прошлом году, в этом о предновогоднем снижении цен продовольственные магазины пока не заявляли.

Магазины одежды и обуви также нечасто прибегают к новогодним распродажам. Товары эти редко используются в качестве подарка - кто же будет дарить туфли или кофточку, которая может не подойти по размеру, фасону, расцветке и множеству других причин? Даже к выбору галстуков и других деталей туалета надо подходить тщательно, дарить их очень рискованно.

Для магазинов одежды и обуви характерны сезонные распродажи, которые с Новым годом не совпадают. В конце каждого сезона - зимы, весны, лета или осени - одежду и обувь, которая становится не так актуальна, можно купить подешевле.

Впрочем, в предновогодние дни все же можно купить подешевле верхнюю одежду в нескольких магазинах. Продавцы надеются, что астраханцы все же захотят порадовать себя или очень близких людей новой кожаной курткой или плащом, дубленкой или шубой. Скидки варьируются от 5 до 20 процентов.

Самый востребованный товар в конце года - электроника. Бытовая, аудио- и видеотехника, а также компьютеры по праву считаются подарком всей семье, и многие именно перед праздником решаются на их покупку. Может быть, старый телевизор или холодильник еще проработал бы пару лет - но как же приятно его сменить и встретить Новый год с такой значительной обновкой!

Неудивительно, что с начала декабря большинство крупных магазинов, торгующих электротоварами, объявляют о начале программы грандиозных скидок, сезона новогодних подарков (купите телевизор и получите электрочайник бесплатно) и новогодней беспроигрышной лотереи. Скидки достигают 25 процентов, а бесплатную электромясорубку можно использовать в качестве подарка не самым дорогим родственникам - покупать бытовую технику в это время действительно выгодно.

То же самое касается и компьютеров, которые и так требуют постоянного обновления (апгрейда, как любят говорить люди посвященные). Под Новый год, пока не потрачены все деньги, можно решиться купить не только самые необходимые комплектующие, которые уже давно требовали замены, но и что-то большее. Тем более что для многих компьютер - самый дорогой, самый личный предмет и к тому же предмет зависти всех друзей. Похвалиться новой стиральной машиной могут люди постарше, те, кто помоложе, хвастаются новым монитором, процессором или видеокартой. Которые к тому же куплены со скидкой в 5-10 процентов.

Для других главный неодушевленный друг - автомобиль, и перед Новым годом они готовы раскошелиться не только на ремонт, но и на тюнинг, то есть дополнительные аксессуары, а иногда и на покупку нового автомобиля. В нашем городе это пока не очень распространено, но продавцы автомобилей спешат получить свою часть новогоднего денежного потока, объявляя о скидках: для столь крупных сумм даже 5 процент - это уже значительные деньги.

Наиболее распространенной покупкой перед Новым годом в последнее время стали мобильные телефоны, которые отвечают всем требованиям, предъявляемым к подаркам, - модно, современно, стильно, очень лично и к тому же все более доступно. Сотовый телефон уже стал непременным атрибутом нашей жизни, и перед праздниками самое время его сменить на новую умопомрачительную модель или хотя бы перейти на другой, гораздо более выгодный, судя по рекламе, тарифный план. И операторы сотовой связи не дремлют - из четырех действующих в Астраханской области три приготовили к Новому году подарки, лотереи, новые тарифы и услуги.

Сюрприз для астраханцев в этом году подготовили некоторые компании, торгующие строительными материалами. Они призывают встретить Новый год в отремонтированной квартире и предлагают скидки до 15 процент. Насколько этот маркетинговый ход будет эффективен, покажет время, но все же, наверное, немногие решатся затеять строительные работы перед самыми праздниками.

А вот сменить мебель перед Новым годом хотели бы многие, и покупку эту можно считать подарком всей семье - поэтому обороты новогодней продажи предметов интерьера довольно высоки. Этому способствуют и скидки до 15 процент.

В общем, астраханская торговля постаралась сделать предпраздничные дни не только приятными, но и выгодными. Окончательный выбор, что подарить себе, родным, друзьям и коллегам по работе - за вами!