Перейти к основному содержанию

Главная      ЧИП-тюнинг

ЧИП-тюнинг

Забавные они такие, эти автолюбители!

- У меня мозгов нет, - говорит один сосед по гаражу другому, - у меня карбюратор.

Разумеется, водитель не имеет в виду свои умственные способности. Он просто хочет сказать, что на его машине отсутствует электронная система впрыска топлива, в просторечии и именуемая "мозгами". С каждым годом карбюраторных автомобилей становится все меньше, "мозговитых" - все больше.

И это здорово! Это дает автомобилисту богатые возможности настроить машину "под себя", выявить скрытые резервы автомобиля. Для этого не потребуется прибегать к тотальной переделке двигателя или растачивать "горшки". Все можно сделать тоньше, грамотнее, техничнее. Надо просто договориться с электроникой. Чип-тюнинг - это изменение характеристик двигателя автомобиля с помощью изменения калибровок программы блока управления двигателем.

Серийная программа управления должна "держать в уме" несметное количество быстро меняющихся параметров - количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя за один такт впуска, соответствие с ним других величин, вроде оборотов, положения дросселя, температуры двигателя и всасываемого воздуха, количества кислорода в выхлопных газах, наличие детонации, установить количество топлива и угол опережения зажигания, фазы впрыска, обороты холостого хода, положение клапана рециркуляции, степень продувки адсорбера и т. д. и т. п.

Как и по жизни в целом, для того чтобы заставить дружно работать вместе все эти противоречащие друг другу параметры, существует лишь одно средство - компромисс. Увязываются экономия топлива и динамические показатели, эластичность и приемистость, экология и мощность. Программа усредняет двигатель. Она не дает ему проявить себя в полную силу. И это, несомненно, мудрое решение.

Но вот водителей усреднить, конечно, не получится. Среди них есть как те, кто ценит в машине рентабельность и экономичность, так и любители втопить педаль акселератора в пол. Вот тут-то и необходим чип-тюнинг. Что он может?

Чип-тюнинг может увеличить углы опережения зажигания, получив, таким образом, в конце такта сжатия несколько большее давление и, как следствие, больший вращающий момент. От этого зависит ускорение - то, что "спинным мозгом" ощущает водитель в кресле разгоняющегося автомобиля.

В турбированных моторах, где давление нагнетания управляется контроллером, чип-тюнинг и вовсе становится хозяином положения. Если мы в программе управления изменим установку давления на большую величину, то, исполняя команду, компрессор будет накачивать большую массу воздуха в цилиндры в каждом такте впуска (конечно, соответствующим образом корректируются и подача топлива и угол опережения зажигания). Таким образом, можно существенно увеличить крутящий момент во всем диапазоне работы турбины на существенную величину. Получить дополнительные 4 - 6 кгм крутящего момента и 40 - 50 л. с. максимальной мощности у двух-трехлитрового турбомотора - не проблема.

Это справедливо как для бензиновых моторов, так и для турбодизелей. Эффект - потрясающий. Машина просто звереет и срывается вдаль со скоростью молоденького привидения.

Однако неограниченно пользоваться чип-допингом нельзя. При столь мощном росте энергетики мотора появляется дополнительное количество тепла, не учтенного конструктором автомобиля. А ведь система смазки, охлаждения, интеркулер, вентиляция подкапотного пространства остались прежними! Поэтому использовать дополнительную мощность можно только короткими импульсами. Например, для старта с места или опережения впереди идущего автомобиля. После пиковых нагрузок необходимо несколько минут спокойной езды для того, чтобы дать "коню" поостыть.

Понятно, что дополнительную мощность мы можем получить, только сжигая дополнительное топливо. Поэтому, казалось бы, машины, прошедшие чип-тюнинг, должны быть очень прожорливыми. Но на практике этого не происходит.

Дело в том, что все современные программы управления двигателем многорежимные. Они "понимают" водителя и включают такие калибровки, которые соответствуют условиям движения. Например, если мы движемся в спокойном темпе, настройки будут взяты для экономичного режима. Если начнем интенсивно разгоняться, программа, выполняя волю хозяина, будет использовать таблицы для максимальных нагрузок, невзирая на потребление топлива.

Что же касается тюнинговых прошивок (так в среде чип-мастеров называют управляющие программы), то там, как правило, режим экономичной езды и не правится. Все параметры остаются на уровне серийной программы. Расход топлива будет выше только в форсированном режиме, а он, как вы уже знаете, скоротечен.

Более того, чип-тюнинг дает возможность записывать в блоки управления двухрежимные прошивки, когда водитель может прямо в дороге переключаться между двумя различными программами. Например, спортивной (для быстрой езды) и экономической (для максимальной экономии бензина). Тогда расход топлива может быть даже меньше.

Двухрежимные прошивки очень помогают и в тех случаях, когда на машине стоит и используется для движения газовое оборудование, а пуск автомобиля осуществляется на бензине. Установка в таких случаях двухрежимной прошивки "газ - бензин" дает очень хороший результат.

Но вернемся к потенциальным опасностям метода.

Тюнинговый форсаж двигателя может привести к тому, что запас детонационной стойкости, заложенный производителем, будет израсходован и вероятность разрушения мотора детонацией повысится.

Как нейтрализовать

эту угрозу?

Во-первых, для предотвращения нежелательных последствий рекомендуется перейти на топливо с большим октановым числом. На первой попавшейся бензоколонке не заправляться, дрянью "коня" не поить. Впрочем, тут многое зависит от величины заложенного конструктором запаса прочности двигателя. Иногда он настолько велик, что можно не мудрствуя лукаво использовать прежнее топливо. Но лучше перестраховаться.

Во-вторых, двигатель должен быть совершенно исправен. Согласитесь, жестоко заставлять заниматься спортом расшатанную механику. На практике же часто бывает так, что владелец с помощью чип-тюнинга пытается компенсировать запущенные дефекты двигателя, вместо того чтобы капитально отремонтировать его. Конечно, это к добру не приведет.

Насчет изношенности двигателя. Серьезные тюнинговые ателье в Германии не берут в работу по перепрограммированию блока автомобили с пробегом более 90 тыс. км. Немцы, конечно, зануды, и 90 тысяч - это, может быть, и перебор (или недобор?), но логика тут есть. Если мотор старый, то даже небольшие дополнительные механические и тепловые нагрузки могут привести к его повреждению. Стоит ли задавать старику непосильную задачу? Впрочем, если у вас уже отложены деньги на покупку новой тачки, то можно не стесняться. Пусть побегает напоследок!

Иногда спрашивают: а не уменьшит ли чип-тюнинг ресурс двигателя?

А при чем тут программа? Ресурс двигателя транжирит не она, а тот, кто за рулем. Она дает машине дополнительные возможности, но как ими воспользоваться - это дело водителя. Чем чаще он нагружает мотор, тем быстрее приближает капитальный ремонт. Иногда ресурс серийного автомобиля у разных хозяев отличается более чем в два раза. Это последствия разного стиля вождения и разных условий эксплуатации. Не давите на газ без особой необходимости, и вы продлите жизнь мотору. Любому, серийному или перенастроенному.

Ведь жизненный ресурс могучего спортсмена не меньше, чем у хилого "матрасника", правда ведь? Весь вопрос в условиях эксплуатации организма.

И, наконец, гарантии. Тут палка о двух концах.

Прежде чем поставить свою прошивку, чип-мастер обязательно скопирует или сохранит старую, заводскую. Если новая программа вам не понравилась, вы всегда можете вернуться к нему, и мастер без шума и скандала восстановит статус-кво. В этом смысле гарантия стопроцентная. Но хозяев обычно интересует другое: а не угробит ли чип-тюнинг двигатель?

А вот тут уж вопрос не к мастеру.

Каждый счастливый обладатель форсированного автомобиля должен четко осознавать те ограничения, которые налагает на него эксплуатация зверь-машины. А именно: строгие требования к качеству топлива и кратковременный характер нагрузок. Если же эти простые правила не соблюдались - прости, дорогой. Вини сам себя. Поменяй прокладку между рулем и сиденьем.

***

Чип-тюнинг для импортных автомобилей - это вопрос любительский. Создание серийной программы управления для конкретного автомобиля с его массой, передаточными числами трансмиссии, типом двигателя, фазами газораспределения, системой впуска и выпуска и, наконец, предназначением - большой труд, который выполняется широким кругом специалистов и требует приблизительно один-два человекогода затрат. Так что следует ожидать, что заводская импортная прошивка должна быть близка к совершенству и ее перенастройка должна лишь подогнать ее по вкус водителя. Но что касается российских автомобилей, то тут уж другой коленкор.

Чип-тюнинг родился в России тогда, когда появились первые "родные" впрысковые автомобили - "Жигули", "Волги", "Газели". Про качество российских машин сказано много: ну так что, неужели вы думаете, электроника была исключением? Ошибок в электронных блоках управления двигателями у самарских и горьковских машин было великое множество, и именно с исправления этих ошибок "пошел есть" российский чип-тюнинг. Не от жиру, не для того, чтобы потрафить привередливому водителю. Просто когда заводской брак приобретает массовый характер, то объективно должен был появиться кто-то, кто будет с этим браком бороться.

Кстати, и до сих пор на ВАЗовских машинах, и на последних навороченных моделях включительно, существует ряд проблем, которые мешают эксплуатации автомобиля и которые надо исправлять.

Кто этим займется?

Тут уж ничего утешительного сказать нельзя. В отличие от карбюраторщика (выразим свое почтение мастерству представителей этой вымирающей профессии, но что есть, то есть), ковыряющего проволочкой в жиклере, чип-мастер должен быть, безусловно, высокообразованным человеком, матерым программером, знатоком автомобильной техники. Таких в южной столице меньше, чем пальцев на одной руке; про прочие же уделы нашего обширного отечества мне ничего неизвестно.

Ну да не беда: был бы спрос! Технический прогресс движется неумолимо-поступательно, и чутким ухом внимают ему наши предприимчивые соотечественники. Нет сомнений: в скорейшем времени число мастеров индивидуального пошива компьютерных программ, знатоков впрыска и виртуозов прошивок возрастет повсюду.