"Ока Вояж": СРЕДСТВО ОТ ВОСКРЕСНОЙ СКУКИ
Помните, у Владимира Высоцкого: "Без запретов и следов, об асфальт сжигая шины, из кошмара городов рвутся за город машины..." Актуально, не правда ли? Ведь после напряженной рабочей недели так хочется сбежать куда-нибудь в леса, к речке, в раздолье лугов... В общем, подальше от опостылевших кварталов мегаполиса, напоминающего огромный и шумный людской муравейник. И автостроители вполне понимают это стремление. Неслучайно на автосалонах все более значительное место начинают занимать так называемые "досуговые" машины, призванные не только возить своих хозяев на работу и обратно, но и обеспечивать им полноценный отдых на природе. Как выяснилось, с такой задачей очень хорошо справляется и наша молодежная "Ока" в версии "Вояж", созданная ОАО "ЗМА" и нижегородской студией автомобильной моды "Мобил-Салон НН". Журналисты "Биржи плюс авто" стали первыми, кто испытал новую модификацию в деле.
Впервые эта машина, созданная на стыке профессионального и любительского автостроения, была продемонстрирована широкой публике на выставке "Автофорум-2004", во время закрытия автофестиваля "Самавто НН". А идея автомобиля для вылазок на природу возникла еще пару лет назад, когда при редакции "Биржи плюс авто" стала собираться группа творческой молодежи с нетрадиционным техническим мышлением, придумывающая оригинальные дизайн-проекты автомобилей и их компонентов. Одной из наиболее интересных разработок стал салон-трансформер для "Оки", способный превращаться в миниатюрное спальное купе. Когда идея была продумана достаточно тщательно, ее представили сначала руководству студии автомобильной моды "Мобил-Салон НН", а затем и руководству ОАО "ЗМА". И... она нашла отклик! Автозавод выделил новенькую, только что сошедшую с конвейера машину, а "Мобил-Салон НН" - мастерские, материалы и специалистов-помощников. "Биржа плюс авто", в свою очередь, устроила презентацию автомобиля.
30 мая "Ока Вояж" въехала на Нижегородскую ярмарку, где демонстрировалась сначала среди экспонатов фестиваля "Самавто НН-2004", а затем на площадке студии "Мобил-Салон НН" у павильона N 3.
Автомобильчик моментально привлек к себе внимание огромного количества любопытствующих, большинство из которых составляли молодые семьи с маленькими детьми. Все правильно, проведенные маркетинговые исследования показали, что именно молодежь должна стать основным покупателем модернизированной "Оки". И судя по тому, что сразу же, прямо на выставке нашлись желающие купить машину, "Вояж" потенциальным потребителям понравился.
И вот перед нами второй, доработанный вариант этого занимательного автомобиля.
СНАРУЖИ. Привычное станет необычным
Внешне это обычная "Ока", такая же, как и множество других машин этой марки, бегающих по дорогам России и других, близких и далеких стран. Все внешние атрибуты (антенна, колпаки, накладки на задние фонари, декоративная полоса и прочее) - временные, поскольку уже сейчас, когда эта статья вышла в свет, начала воплощаться полноценная комплексная программа по созданию настоящей молодежной модификации микролитражки. Алексей Шатилов, главный идеолог проекта "Вояж", утверждает, что в дальнейшем облик "Оки" радикально изменится и несколько эскизов предполагаемого рестайлинга уже хранятся в заветной папке с идеями. Помочь в реализации задуманного изъявили желание нижегородская фирма "Аудио-Мобиль" (аудиоподготовка), известный в городе магазин "Тюнер" (доработка тормозов и подвески), вязниковская студия С. К. И. Ф. (новая светотехника) и компании "Астрокар" и "Автодизайн" из Набережных Челнов (иные ступицы колес и мастер-модель нового капота). Обо всех этих работах "Биржа плюс авто" расскажет в 2005 году в рубрике "Тюнинг".
НА ХОДУ. Хорошо, но можно лучше
Здесь тоже пока без сенсаций - динамика, скорость, экономичность полностью соответствуют паспортным данным, поскольку никаких доработок еще не проводилось. Вот только двигатель чуть более "веселый", чем у большинства других "окушек". Вероятнее всего, это можно отнести к заслугам владельца, хорошо обкатавшего и отрегулировавшего мотор. На шоссе "Ока Вояж" легко достигает скорости 130 км/ч и способна длительное время двигаться в этом темпе, в чем мы убедились, проехав от Нижнего Новгорода до Мурома, Вязников и обратно.
А вот проходимость у этой "малышки" просто отменная. Практически везде, где проходила идущая впереди по тем же дорогам "Нива", проезжала и "Ока". На раскисшем проселке водители глухо засевших в глине "шестерок" и "девяток" с завистью смотрели, как "Ока" преодолевает препятствия, которые оказались не по силам их машинам. Но это свойство опять-таки присуще не только версии "Вояж", а и другим авто, выпущенным ОАО "ЗМА" и ОАО "СеАЗ". Авторы надеются, что после установки 82-сильного двигателя и колес размерностью 185/65 R13 все положительные качества удастся сохранить и даже поднять на более высокий уровень.
Достаточно легкое рулевое управление "Оки" вкупе с небольшими габаритными размерами позволяет спокойно маневрировать в городской толчее и объезжать препятствия, встречающиеся на "неведомых дорожках" за пределами мегаполисов и вне автострад. Хотя электрический усилитель руля этой машине совсем бы не помешал.
ВНУТРИ. Днем - машина, ночью - гостиница
Описание салона машины не случайно оставлено на конец нашего рассказа, поскольку именно внутри скрываются главные отличительные особенности "Оки Вояж". А самое вкусное, по давно заведенной традиции, подается на третье.
По решению авторского коллектива переднюю панель решено было не менять, лишь комбинация приборов и ее козырек чуть позже будут другими - самодельными. Снизу панели добавится очень оригинальная и функциональная накладка, разработанная вязниковским изобретателем Владимиром Беляевым. Но это будет чуть позже, а пока поговорим о главной особенности машины - сиденьях.
Во-первых, и это сразу бросается в глаза, они красивы и своей "веселой" расцветкой напоминают о задорном нраве "Оки" и задают тон стилистике всего интерьера (обивке дверей, боковин, накладке на панель приборов, обтяжке руля).
Во-вторых, передние кресла получили регулировку по высоте и наклону подушки. Это особенно важно, если автомобиль семейный и управляют им люди со значительной разницей в росте. Миниатюрная девушка удобно устроится за рулем, опустив переднюю часть подушки и, соответственно, приподняв заднюю. Небольшая коррекция наклона спинки - и можно отправляться в путь. А вот ее рослому супругу больше подойдет иная посадка, с поднятым подколенным упором, опущенной задней частью и слегка откинутой назад спинкой.
Все регулировки выполняются в считанные секунды ручкой, скрытой под передней частью сиденья, и регулятором наклона спинки (бесступенчатым, как на "Ладе Самаре").
И в-третьих, новое заднее сиденье с раздельными спинкой и подушкой складывается, как на переднеприводных "Ладах", и благодаря откидываемой назад спинке может трансформироваться в спальное место для двух ребятишек ростом до 110 см. Спать им придется, естественно, поперек салона.
Механизм раскладки прост:
- выводим из зацепления замки, фиксирующие спинку в вертикальном положении;
- отпустив специальные защелки, складываем боковины и наклоняем спинку вниз;
- потянув за петлю-ручку, расположенную на подушке, выводим в упор кронштейн, приподнимающий до горизонтального положения заднюю часть подушки;
- опускаем спинку до горизонтального положения.
Вот и готово спальное место для двоих представителей подрастающего поколения.
Если же с передних сидений снять подголовники, поставить задние части их подушек в крайнее верхнее положение и опустить спинки вровень с подушкой разложенного заднего сиденья, то тогда получатся вполне удобные спальные места уже для двоих взрослых ростом до 2 метров! И на все это затрачивается минимум времени - чуть более минуты.
ВЫВОДЫ. Сборы будут недолги
При выезде на пикник с ночевкой "Ока Вояж" позволяет избавить багажник от обязательной палатки и взять вместо нее дополнительные спортивные или туристические принадлежности. Как показали несколько ночевок, проведенных на сиденьях-трансформерах в различных условиях, салон "Оки" вполне удобен для отдыха двоих взрослых и одного трех-шестилетнего ребенка. Владельцы "Оки Вояж", имеющие автомобиль и гостиничный номер "в одном флаконе", могут не скучать вечерами и по выходным в своей квартире, а убегать "из кошмара городов" быстро, без лишних сборов: взял в ближайшем гастрономе необходимые продукты, заехал за попутчиками - и вперед, к чистому воздуху, тишине и успокаивающей водной глади. Поскольку искать место для палатки теперь не нужно, то и обустраивать походный лагерь стало гораздо легче - где встанет "Ока", там и лагерь.
Для газовой горелки или примуса, на которых готовится пища, кастрюльки, чайника и тарелок в багажнике места предостаточно, да и одеяла, способные одновременно выполнять роль накидок-пончо, размещаются без стеснения пассажиров.
Что еще есть или в ближайшее время появится в "Оке Вояж"? Установленная особым способом аудиоаппаратура наполняет салон чистым, равномерным и не оглушающим звуком, а закрепленный в центре потолка яркий люминесцентный плафон, изготовленный нижегородской компанией "Технология", позволяет на ночь почитать сказку ребенку или главы из любимого романа своей второй половине.
В общем, благодаря усилиям энтузиастов из разных городов получилась очень интересная машина для тех, кто стремится к активному отдыху на лоне природы.
Остается лишь добавить, что в Нижнем Новгороде автомобиль "Ока" продается за 83-94 тыс. руб, а установка салона-трансформера увеличит эту сумму на дополнительные 5-10 тысяч рублей (цена зависит от материала и стиля обивки боковин и сидений). При этом покупатель может выбирать: купить ему уже переоборудованный автомобиль у дилеров ОАО "ЗМА" и ОАО "СеАЗ" (они сами проведут установку новых сидений) или же приобрести обычную "Оку" и отдать ее в студию автомобильной моды "Мобил-Салон НН" для переделки и дооснащения.
Этапы трансформации салона автомобиля "Ока Вояж"
РИСУНОК 1. 1 - сложить боковые части спинки;
2 - наклонить спинку назад;
3 - приподнять заднюю часть подушки и поставить на упоры; РИСУНОК 2. 4 - снять подголовники передних сидений;
5 - продвинуть сиденья вперед до упора;
6 - разложить спинки;
7 - выставить подушки в горизонтальную
плоскость. РИСУНОК 3. Полностью разложенный салон превращается в двухметровое спальное купе.
И это при общей длине машины в 3, 2 м!
Выражаем благодарность ОАО "Завод микролитражных автомобилей" (Набережные Челны), студии автомобильной моды "Мобил-Салон НН" (Нижний Новгород) и лично Алексею Шатилову за возможность испытать "Оку Вояж" в деле.