"ТАНКИ" В ПУСТЫНЕ
МЕЖДУ ПАРИЖЕМ И ДАКАРОМ "КАМАЗЫ" ОБГОНЯЮТ ВСЕХ
Палящее африканское солнце и слякоть европейской зимы. Четырнадцать дней безумной гонки, растянутой на два континента. Это - легендарный автомарафон "Париж-Дакар". Испытание техники и людей, самое экстремальное развлечение у любителей автоспорта. Вот уже 25 лет каждый январь в Париже собираются представители всех самых известных автопроизводителей. И в бескомпромиссной борьбе решают - кто же достоин звания чемпиона.
Состязания проходят в трех категориях -легковые автомобили, грузовики и мотоциклы. Стоит отметить, что соревновательный элемент в каждом из трех видов подогревается общим зачетом, в котором и решается - кто же быстрее проедет по бескрайним пустыням и окажется на финише первым. Если посмотреть "Дакар", язык не поворачивается называть "Формулу-1" королевой автоспорта. По накалу страстей, по степени риска гонки в пустыне были и до сих пор остаются самым захватывающим зрелищем. Порой этапы проходят чуть ли в не зоне военных действий, где машина может подорваться на мине. А местные жители роют ямы-капканы для машин, будто охотятся на доисторического мамонта.
"Париж-Дакар" удивителен тем, что одно из немногих автосоревнований, где человеческий фактор играет решающую роль. Здесь нет ровного асфальта и заранее обозначенных поворотов, только песчаные дюны и опыт команды. В редких перерывах между этапами спортсмены спят в палатках. Порой в лагерях нет даже воды, а ночевать приходится посреди пустыни. Но никаких жалоб устроителям соревнований не поступает. Потому что каждый гонщик принимает за огромную честь возможность поучаствовать в гонках "Париж-Дакар". До финиша добираются только лишь 30% стартовавших машин. Само по себе пересечение финишной черты является настоящей победой, похвастаться которой могут немногие.
Это соревнование помимо всех прочих его достоинств является еще и объектом нашей национальной гордости. Грузовики "КАМАЗ" уже не первый год побеждают в общем зачете, тем самым доказывая, что есть еще надежда на возрождение российской автомобильной промышленности. Напомним, что победы наших автогонщиков являются таким же редким явлением, как и успехи футбольной сборной. Именно в этой связи отрадно, что помимо очевидного морального удовлетворения "КАМАЗ" получает и прекрасный шанс экспортировать свою продукцию за рубеж.
18 ноября на ВВЦ состоялась выставка "Спорт Мотор Тюнинг", на которой представители российских спортивных команд показали прессе свои последние достижения в технической, дизайнерской и конструкторской областях. Была среди них и команда "КАМАЗ-Мастер", выставившая на всеобщее обозрение машину-победительницу прошлого "Дакара". По сути выставка служила своеобразным отчетом за проделанную годичную работу. Модель "КАМАЗ-4911 Extreme" сразу же привлекла внимание прессы как явный претендент на победу в грядущей гонке. Тем более что вести ее будет легендарный экипаж, выигрывавший "Париж-Дакар" четыре раза: В.Чагина, штурман С.Якубов и механик С.Савостин готовы бросить вызов пустыне, дабы в пятый раз доказать, что нашему "КАМАЗу" нет равных.
Стоит отметить, что не так давно устроители соревнований внесли изменения в ряд правил, которые при ближайшем рассмотрении оказываются прямой угрозой лидерству "КАМАЗов" в грядущей гонке. Так, например, нашим грузовикам было запрещено использовать ту форму крыши, которая считается наиболее приемлемой с аэродинамической точки зрения. При этом нашим соперникам подобные технические приемы сошли с рук.Еще одним явным преимуществом грузовиков "Даф" и "Татра" является возможность ежегодно создавать любую новую модель по международным правилам. Камазовцы пока такой возможности не имеют.
Более того, "Париж-Дакар" стал для компании "Камаз" не только спортивным состязанием, но и в определенной степени "моментом истины" перед лицом многочисленных потребителей. Когда в начале 90-х команда только начинала осваивать состязания, подобные "Дакару", над "КАМАЗами" смеялись все, кому не лень, и советовали не позорить честь отчизны. Теперь же благодаря прекрасным выступлениям на мировой арене наши грузовики прекрасно экспортируются и имеют репутацию, бесспорно, лучших в своем классе.
Наши "танки", которым не только грязь не страшна, но и любые санкции со стороны недоброжелателей, сейчас готовятся к предстоящему сезону. Он станет поистине знаковым, так как именно исходя из его результатов, будет ясно, сможет ли отечественная компания подтвердить серьезность своих амбиций на мировом рынке.
Как известно, любое государство, замахивающееся на статус державы мирового уровня, должно обладать серьезным потенциалом в области контроля земли, воды и воздуха. И если с последними двумя факторами у нас наблюдаются очевидные проблемы, то средства передвижения по земле, кажется, не уступают разным западным аналогам. Это особенно важно хотя бы потому, что "КАМАЗ", помимо гражданских организаций, поставляет грузовики и в армию. Именно поэтому "Париж-Дакар" можно рассматривать как своеобразную гонку вооружений, результаты которой способствуют росту имиджа страны.
Таких людей, как членов команды "КАМАЗ-мастер", в любой стране носили бы на руках и воспринимали как национальных героев. Мы же знаем только их фамилии да изредка видим коротенькие сюжеты о ралли в новостных передачах.Ни один из ведущих телеканалов не озабочен тем, что группа людей, подвергая себя ежеминутному риску, поддерживает имидж страны. Может быть, стоит организовывать трансляции? В конце концов, у нас не так много поводов порадоваться достижениям собственных спортсменов. Именно такие передачи смогут сыграть важную роль в становлении нашего национального самосознания.