Чужие здесь не ходят
Московский автосалон стал очередным доказательством того, что российский автопром двигается вперед. Но о-очень медленно.
Игра на своем поле
На российском рынке все еще безраздельно властвуют местные автопроизводители - в прошлом году они продали около миллиона легковушек, в то время как владельцами иномарок стали около 200 тысяч россиян. Но продажи зарубежных машин, включая собранные в России, из года в год растут, несмотря на то, что объемы производства местных марок практически не изменяются. Лидеры рынка - "АвтоВАЗ", "ГАЗ", "ИжАвто" и "УАЗ" прекрасно знают свои преимущества и слабые стороны, поэтому на каждом автосалоне они пробуют доказать своим потенциальным и настоящим потребителям, что их машины постоянно совершенствуются, а в конструкторских бюро заводов зреют новые модели, ничуть не хуже зарубежных. "Мотор-Шоу`2004", проходившее в Москве в конце августа, также стало ареной показа достижений российских автопроизводителей. Все новинки засвидетельствовали несколько главных тенденций, происходящих на рынке России и стран СНГ.
Обещания
Первый вариант демонстрации постоянной эволюции российских автомобилей - их незначительная доработка. Рестайлинг существующих моделей, который у зарубежных автопроизводителей проходит раз в два-три года, россиянами проводится раз в десятилетие, зато преподносится как чуть ли не обновление модельного ряда. Наиболее яркий пример - курс руководства Горьковского автозавода на выпуск новой модели каждый год. Взяв за основу "Волгу" ГАЗ-3110, нижегородцы каждый год вносят в нее несколько изменений. Так, в 2003 году машина получила бесшкворневую подвеску, в 2004-м - новый передок и фары головного света. Сегодня дошла очередь и до кормы "Волги" - автомобиль 2005 модельного года получит новое оформление задней части и усовершенствованную заднюю подвеску - пружины и амортизаторы вместо рессор.
"АвтоВАЗ" также идет подобным путем. Выжав все возможное из ВАЗ-2101 (модели 2102-2107), он модернизировал модельный ряд "Самара" - из ВАЗ-21099 сделал ВАЗ-2115 и т. д., а сегодня взялся за более "свежее" семейство - "десяток". Год назад завод уже "засветил" седан под названием "проект 2170" - машину на базе ВАЗ-2110 с несколькими измененными кузовными деталями, оптикой, а также доработанным салоном (прототип даже успел побывать на Киевском автосалоне SIA`2004). Представленная в 2004 году модель уже получила другой кузов - пятидверный хетчбэк, а также обрела название, которое получит весь модельный ряд - Lada Priora. Впрочем, купить машину из так называемого нового семейства будет возможно лишь спустя три-пять лет.
Мечты и надежды
АвтоВАЗу принадлежит также один из самых ярких концепт-каров "Мотор-Шоу`2004" - ВАЗ-2116 "Силуэт". Это - концептуальная модель, призванная изучить спрос и отклики публики на возможное направление дизайна новых "Лад". Предполагается, что машина получит 1, 6- и 1, 8-литровые моторы, созданные совместно с одним из лидеров мировой автопромышленности. Новые двигатели будут соответствовать европейским экологическим нормам. Кроме того, новый представитель традиционного для ВАЗа С-класса получит набор дополнительного оборудования, достойный иномарок - кондиционер, гидроусилитель, ABS, подушки безопасности и т. д. Получит, но когда? Самые оптимистические прогнозы - не раньше 2010 года...
На фоне лидера российского автопрома разработки других российских заводов выглядели не настолько впечатляюще. Перспективный внедорожник ГАЗ-3106 для россиян уже не новинка. Правда, в этот раз концептуальная модель нижегородцев предстала в несколько "посвежевшем" варианте. Машина приобрела новую приборную панель, кожаный салон и 4, 6-литровый инжекторный двигатель V8 мощностью 185 л. с. Появление такого внедорожника возможно уже, согласно производственной программе автозавода, в 2006-2007 годах.
Устаревшую "Волгу" представители ГАЗа обещают заменить в 2008 году, но ни одного проекта будущего недорогого автомобиля бизнес-класса не показали. Вместо него посетители увидели очередные вариации на тему ГАЗ-3110. Переделанная московским тюнинг-ателье Cardi машина внешне была похожа то ли на Lancia начала 1990-х, то ли на двадцатилетнего "японца". Довольно необычно выглядело экспериментальное купе "Спорт". Это серийная "Волга" без задних дверей. Под капотом в спорткупе - турбированный 200-сильный мотор, способный разогнать машину до сотни километров за 10 секунд.
"ИжАвто" продолжает совершенствовать свои "Оды", наделяя их кузовами "универсал" и полным приводом, а также обещает заменить данные модели через несколько лет.
А вот проектировщики "УАЗа", похоже, исчерпали себя. В минувшем году производители русских джипов представили модернизированные внедорожники на базе известных УАЗ-3152 и УАЗ-3160, дав им имена. В этот раз "УАЗ" вообще не засветился на Московском автосалоне.
Долгожданная реальность
Единственную "живую" новинку на Московском "Мотор-Шоу'2004" показал "АвтоВАЗ". На его стенде красовался серийный седан ВАЗ-2118 "Калина" - автомобиль нового для ВАЗа В-класса. Модель, построенная на абсолютно новой платформе и с новым двигателем. Машина, которая готовилась заводом около десяти лет и демонстрировалась на каждом из московских автошоу на протяжении последних пяти лет, сегодня является наиболее современной и технически новаторской в российском автопроме. С этой моделью "АвтоВАЗ" намерен еще более упрочить свое монопольное положение на рынке. Не зря же под производство "Калины" автогигант построил отдельный завод и набрал персонал, ранее не работавший на автопредприятиях советского типа.
Еще одним чисто российским "приколом" Московского "Мотор-Шоу'2004" стало появление английского суперкара TVR. Как известно, эту британскую компанию недавно приобрел россиянин Николай Смоленский. И теперь состоялась премьера покупки на родине нового хозяина TVR. Согласитесь, спортивные автомобили с 360 или 400-сильными двигателями стоимостью EUR70-100 тысяч - это именно то, чего не хватало современной Москве с ее километровыми пробками...