ТРАНСПОРТНЫЙ СКАЧОК
Садиться за руль собственной машины сейчас становится все накладнее. Растут цены на бензин, потом опять же непролазные пробки. Куда смотрели проектировщики дорог прошлого? Куда смотрят их современники? Неужели нет прогнозов на десятилетия вперед? А может, они верили в человеческий гений, изобретение безопасных летающих машин?
К сожалению, технологические прорывы случаются не так часто, как хотелось бы. Да, улучшается дизайн, транспорт становится более комфортным, практичным. Но сути это не меняет. Как был у нас автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), так и остался, но есть предчувствие, что он, как тот самый автобус, которого ждешь на остановке, вот-вот покажется. И это предчувствие не беспочвенно - мы на пороге автомобильного бума.
Одно из революционных решений - автобус-платформу готовится представить в следующем году компания "Тойота". Этот аппарат, внешне напоминающий скорее футуристический дирижабль на колесах, а не общественный транспорт, будет работать на новейших топливных элементах. Впервые он продемонстрирует свои преимущества на Всемирной выставке "ЕХРО-2005" в городе Аичи, Япония. Такие автобусы за счет электроники смогут ездить не только как самостоятельные транспортные средства, но и как вагоны поезда, выстраиваясь друг за дружкой, без активного участия человека. Сердцем новых автобусов, которые станут основным способом перевозки посетителей выставки, станет гибридный двигатель, работающий от водородных топливных элементов и электрических батарей. В отличие от бензиновых и дизельных агрегатов, использующихся в традиционном общественном транспорте, новинки не выбрасывают в атмосферу вредных веществ и не портят экологию. При этом они могут перевозить до 60 человек и развивать при такой загрузке скорость порядка 80 километров в час.
Кстати, именно водород как вид топлива планируется использовать в целом ряде машин будущего. До сих пор его было трудно получать. К примеру, для извлечения этого вещества из воды требуется энергия, превышающая КПД любого из существующих ныне двигателей. Но и здесь прогресс не стоит на месте. На днях британские ученые шокировали мировую общественность и заявили, что научились добывать водород из подсолнечного масла. Более того, сам процесс может происходить на борту автомобиля следующего поколения.
Правда, до их появления человечеству все же предстоит освоить и покататься на гибридных автомобилях. Они используют в качестве топлива как бензин, так и электрическую энергию специальных батарей. Первым из серийно выпускаемых транспортных средств данного типа является "Приус" производства "Тойота". Подержанные автомобили этой марки, кстати, уже появились и в Москве. Но у россиян гибриды пока не пользуются таким спросом, как в Японии. У нас многие не понимают, как это можно "заряжать" машину от электророзетки и как в случае чего менять эти аккумуляторы.
Наименее радикальный, но, пожалуй, самый приемлемый на сегодняшний день для большинства автолюбителей вариант по гибридизации автомобиля предлагают американские разработчики. В отличие от японских коллег, они решили тюнинговать уже существующие автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Заменять привычный аккумулятор и генератор на новые. Цена такого перевооружения около 2500 долларов. Зато, как и в настоящих гибридах, эта разработка позволяет заряжать конденсаторы при торможении и превращает кинетическую энергию в электрическую. При следующем за остановкой разгоне она будет помогать двигателю раскручивать коленвал.Хотя в модифицированных таким образом автомобилях ездить на одном электричестве невозможно, но экономия от использования тюнингованных генераторов должна оправдать вложения по расчетам разработчиков менее чем через 2 года. При поездках в условиях мегаполиса, где приходится то и дело стоять в пробках, этот тюнинг оправдает себя за год. Но это для тех, у кого уже есть автомобиль.
Новому поколению североамериканских фермеров фирма "Шевроле" уже предлагает настоящие гибриды-пикапы. Автопроизводители США сделали ставку именно на грузопассажирский автомобиль, поскольку понимают, что соревноваться с "Хондой" и "Тойотой", уже занявшими рыночную нишу в классе седанов своими новыми "цивиками" и "приусами", им пока рано. А предложение сэкономить на горючке для пикапов, которые из легковых авто являются одними из самых прожорливых, звучит заманчиво. С передне- или полноприводной версией Chevy Silverado Hybrid выигрыш получается от 5 до 13% на одном лишь бензине. Это, конечно, не 40%, как у японцев, но тоже значительная экономия.
В 2005 году за первыми ласточками последуют другие автопроизводители. Свой электропикап выпустит Daimler Chrysler. "Форд" обещает порадовать новейшим Escape. "Тойота", "Лексус" и "Хонда" не отстанут и выпустят по одной новой гибридной модели. Но больше других грозит удивить автолюбителей General Motors. С 2006 по 2008 год корпорация планирует выпустить пять таких автомобилей, в том числе и самый популярный из ее модельного ряда в России - Chevy Tahoe.
По другому пути пошли британские ученые. В отличие от коллег-островитян Страны восходящего солнца, они решили, что не грех использовать энергию выхлопа. Ее автопроизводители со времен создания ДВС старались уничтожить и минимизировать, разрабатывая новые системы подавления выбросов, катализаторы и глушители. А ведь в выхлопе еще содержится громадная часть энергии, которая уходит в пустую. Англичане посчитали такие расходы расточительством и, подумав, предложили использовать горячие выхлопные газы в турбине. Собственно, выхлоп, по их замыслу, будет только нагревать воду до парообразного состояния. Затем этот пар раскрутит турбину, охладится в отсеке конденсата и снова будет запущен в цикл. Энергия, полученная таким образом, будет использоваться для зарядки аккумулятора машины. Пока предполагается опробовать данное решение на грузовиках и автобусах с большим и мощным выхлопом.
Параллельно развивается и пробивает себе дорогу в транспортных пробках идея мини-машин, по сравнению с которыми старушка "Ока" покажется кадиллаком. В отличие от известного москвичам Smart'a, новинки в большинстве своем еще меньше и уже работают не на бензине, а на электричестве. Самым продвинутым из их числа будет Tango, который выпускает корпорация Computer Cars. Ее ширина составляет 99 сантиметров. При этом кроме водителя в малютке может разместиться на заднем сиденье еще один пассажир. В крошке есть даже багажник. При этом она совершенно не требует бензина. Все четыре привода, по одному на каждое колесо, электрические. Устойчивость Tango на дороге достигается за счет тяжелых свинцовых аккумуляторов (в зависимости от модификации до 500 килограммов). Это почти половина массы всего авто. Ну и самое главное - одной зарядки такой машины хватает на поездку на расстояние до 130 километров. Единственная проблема новинок - цена. Самая дешевая комплектация Tango составит около 18 тысяч долларов.Так что, в России если такие машинки и появятся, то скорее всего, у редких поклонников технофетиша.
Иными словами, мир стремится к миниатюризации, идет поиск новых форм и решений транспортных проблем. Предложений для технологического прорыва, для следующего транспортного скачка в будущее уже достаточно.
***
Водород как вид топлива планируется использовать в целом ряде машин будущего.
***
Мир стремится к миниатюризации, идет поиск новых форм и решений транспортных проблем.