«Помой меня!»
Почему в столице грязный транспорт
Присмотритесь к потоку машин, которые несутся киевскими улицами. Значительная их часть выглядит так, словно после сборки их еще ни разу не мыли. Тем временем бизнес в сфере услуг продолжает набирать обороты. Особенно успешно продвигается все, что связано с ремонтом и обслуживанием автомобилей. Ведь автомобиль, как и женщина, нуждается во внимании. Настоящий мужчина, а тем более женщина-автомобилист, на такие вещи денег не пожалеют. Следовательно, вместе с ростом количества легковушек, растет и спрос на их обслуживание. Но удовлетворяет ли он?
Конечно, для власти на первом месте — поставки топлива и ремонт, включая такой его экзотический вид, как тюнинг. Но разве же можно забывать о чистоте? Попробуйте приехать на первое свидание пусть даже на дорогом, но грязном авто, и увидите, какое к вам будет отношение... И в целом любой город только выиграет от того, если по его улицам будут ездить не только дорогие, но и нарядные машины.
Еще десять лет назад владелец авто мог обойтись ведром воды и куском поролона. В лучшем случае на помощь ему приходили мальчишки, которые неплохо на этом зарабатывали, готовясь к самостоятельному дальнейшему плаванию на волнах бизнеса. Нынче благосостояние большинства автомобилистов выросло, а свободное время значительно уменьшилось. А мальчишек с ведрами на улицах уже вообще не увидишь. Автомойки стали серьезным частным бизнесом. Владелец дорогого и престижного автомобиля вряд ли собственноручно будет вымывать грязь и полировать кузов. За это время он заработает несоизмеримо больше, чем израсходует на оплату услуги.Кстати, «ручная» работа на мойках стоит дороже, нежели мойка автоматами.
Александр Прокопенко, совладелец и исполнительный директор одной из автомоек, расположенных в центре столицы, рассказал об особенностях и организации данного бизнеса. Начиналось все из небольших общих средств нескольких партнеров, на которые было куплено первое оборудование и арендовано первое помещение. С тех пор изменились и рынок, и предприниматели. Нынче в компании уже целая вереница автомоек. Это — высокотехнологические предприятия. Прокопенко утверждает, что на Западе требования к автомойкам не такие жесткие, как в Украине. Например, в Германии позволяют выливать использованную воду сразу в канализацию, потому что химия, которой моют автомобили, на 90% распадается на безвредные соединения. У нас же, согласно законодательству, вода с моек проходит очистку (фильтрацию) и повторно используется, невзирая на то, что в большинстве серьезных автомоек применяются импортные моющие вещества. Поэтому среди обязательного оборудования на украинских автомойках — очистительные установки. Австрийского или немецкого производства и другое применяемое здесь оборудование. Имея деньги, его нетяжело приобрести. Самых больших усилий от будущего владельца автомойки требует поиск и аренда пристойного помещения, тем более в престижном районе.
Со слов Прокопенко, в обществе действует негативный стереотип относительно персонала автомоек. Но, по мнению предпринимателя, теперь на эту работу кого-либо не возьмут. Новички проходят обучение и даже сдают экзамены, а став настоящими профессионалами, получают достаточно неплохую зарплату.
Будущее своего бизнеса Прокопенко видит в том, что небольшие и дешевые мойки постепенно будут исчезать, уступая предприятиям, которые предоставляют комплексные услуги. Скажем, пока авто моют и полируют, его владелец может здесь же выпить чашечку кофе или перекусить, посмотреть телевизор, почитать свежую газету. К сожалению, такое обслуживание сегодня скорее исключение. Вместо этого реальностью стали очереди. Потому что развитие этого бизнеса пока что не успевает за ростом парка легковушек. Не потому ли даже солидные столичные авто иногда ездят грязными, а какие то шалуны (вряд ли это делает ГАИ) пишут на их кузовах от их имени призывы к водителям: «Помой меня!»
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»