ВАСИЛИЙ ЮРЧЕНКО: ЛЮБЛЮ ГОНЯТЬ НА BMW С БЕШЕНОЙ СКОРОСТЬЮ
Вице-губернатор Василий Юрченко знает, почем фунт лиха и тонна угля. Но о серьезных делах предпочитает размышлять у камина с бокалом коллекционного вина
БЫВШИЙ генеральный директор объединения "Сибсельмаш" Василий Юрченко нынче занимает пост заместителя главы администрации области. Он руководит департаментом развития промышленности и предпринимательства с января нынешнего года. И если ему раньше подчинялся один, хотя и очень крупный завод, нынче командовать приходится целой армией предприятий. Из других данных досье - 44 года, женат, имеет двух сыновей. Остроумен, энергичен, техничен. А еще - высок, подтянут, одет с иголочки.
- Василий Алексеевич, любой, кто вас увидит, наверняка подумает, что вы дружите со спортом.
- Все правильно. Раньше спортом занимался всерьез. Много играл в баскетбол - за город, за институт. Окончил когда-то спортивную детско-юношескую школу и до 1980 года продолжал серьезно играть, до четвертого курса института. Потом просто посещал спортзал, был стимул - занимался вместе с детьми. Но они выросли - теперь без меня ходят заниматься.
- Недавно "Новая Сибирь" устраивала на своих страницах полемику, как нужно одеваться чиновнику летом. На вас сейчас почти что классический вариант Шварценеггера - голубая однотонная рубашка без галстука и темные брюки.
- Ну, так это я чтобы не портить вам формат. Предупредили же, что интервью "без галстука" - вот и постарался соответствовать (улыбается).
- Вы долгие годы работали на заводе "Сибсельмаш". Были генеральным директором и с этой немаленькой должности пришли на пост заместителя главы администрации. А с самого начала как ваша карьера складывалась?
- Складывалась - проще некуда. После окончания института - Новосибирского института инженеров водного транспорта в 1982 году - немного поработал на Севере. И в декабре 1982 года пришел на объединение "Сибсельмаш". Побывал во всех практически должностях, начиная с мастера. Одна запись в трудовой. Пришел на предприятие молодым специалистом, все ступени управленческие прошел, с производством самым тесным образом был связан.
- Вы что-то еще оканчивали как управленец?
- В 1999 году поступил в Академию народного хозяйства при правительстве Российской Федерации, два года там проучился, получил второе образование, квалификацию "менеджер высшей категории" по специальности "управление предприятием в рыночной экономике". Кроме этого, самообразование, обучение по программе TASIS - была такая с 1995 по 1997 годы - в России, Бельгии, Германии и Великобритании. Тематика - специальная. Я ведь проходил обучение на базе Кемеровской области.
- С шахтерами сотрудничали?
- Совершенно верно. После конверсии... До 1994 года работал на первом производстве, а это основное производство, самое крупное на объединении "Сибсельмаш", выпускали спецпродукцию (военного назначения. - Прим. ред.). Несколько тысяч человек было задействовано в производстве, а на самом заводе, сами понимаете, - еще больше работало. Но когда началась конверсия, гособоронзаказа не стало. Перешли на гражданскую продукцию. Годы, понятно, какие. Денег в экономике не было. Но - осваивались. Начали сотрудничать с шахтерами, стали выпускать ленточные конвейеры для подземной добычи и транспортировки горной массы. С этого времени стали плотно работать с Кузбассом. Конечно, по поставке этой техники жесткая была конкуренция - и с немцами, и с англичанами, и с поляками, и с украинцами. Но в результате сегодня девяносто с лишним процентов этой продукции поставляется в Кузбасс нашим "Сибсельмашем". А сейчас и Воркута, и Урал присоединились к заказчикам.
- Вы и сейчас, уже на новом посту, курируете это направление?
- Вся промышленность, связанная с экономикой области, - сектор, которым я занимаюсь.
- Раз уж вы эксперт по шахтному оборудованию, скажите, те аварии, которые сейчас на шахтах происходят достаточно часто, - они с чем связаны? В том числе и в Кузбассе.
- Тут нужно четко понимать, что статистика советская и сегодняшнего периода - это разные цифры. Во-первых, уровни добычи разные. Есть такие показатели - расчета на условную тонну угля. Тонна была в 60-е, 70-е и сегодня. Тонна - она и есть тонна. Это физическая величина. И вот несчастные случаи, смерти - сегодня значительно ниже, чем в те периоды...
- Что же, смертельные случаи сопоставляют с тонной угля?
- Есть такой показатель.
- Вам не кажется, что это чудовищно?
- Конечно, некорректно, по-человечески, наверное, неправильно. Но это статистика. И в физическом измерении, в количественном выражении - снижение произошло за последние годы. Просто раньше мы мало об этом знали: закрытая была информация. Но тот период и этот сравнивать еще нельзя напрямую, потому что совершенно другая техника теперь, другие условия. Хотя и сейчас подземная добыча - это очень, очень опасно. Когда я первый раз спустился в шахту - впечатления, мягко говоря, были не очень приятные.
- Много раз доводилось спускаться под землю?
- Много. В принципе, в шахте я пробыл уже несколько сотен часов, десятки раз туда спускался. Бывал и на российских шахтах - в Кузбассе, на шахтах Германии и Англии. А с группой соратников, специалистов мы разработали - как раз для безопасного крепления выработки - анкерный способ на основе минерального закрепителя. Это была моя кандидатская.
- Сказали новое слово в науке и практике?
- Да. (Улыбается.) Сказал. Крепление выработки бывает разным. Анкерное
- самый быстрый и экономичный способ. Но были большие проблемы: раньше конструкция крепилась полимерными материалами, а они токсичны, горючи, не держат температуру. Если не дай бог пожар в шахте - идет обрушение. Надо все потом восстанавливать. Мы разработали анкерную крепь с использованием специальных добавок минеральных - на основе металлургических шлаков и цемента. Придумали такой состав закрепляющей смеси, технологию, конструкцию анкера, которые позволяют закреплять выработку надежно. Причем наш состав не горит.
- Шесть раз не переписывали свою диссертацию, как герой нашей прошлой полосы "Образы жизни"?
- Нет. Работал чисто в рамках той проблемы, которая стоит перед шахтерами, - с практической целью. А когда мне сказали, что это, по сути, готовая диссертация, которую нужно просто оформить,
- так и сделал.
- А чиновникам вообще нужны диссертации?
- Не могу вам ответить. Я писал научную работу, еще будучи директором "Сибсельмаша". В администрации работаю недавно - с 15 января 2004 года. Просто был период в конце года, в декабре, когда Виктор Александрович Толоконский меня пригласил работать заместителем, и я трудился там и там: нужно было и на заводе дела доводить до логического завершения, согласовывать кое-что с Москвой и здесь уже вникать. Так что в чиновниках немногим больше полугода. Да и честно сказать - по складу характера я не чиновник.
- Видимо, все же придется им стать?
- Всему свое время. Перестраиваюсь. Понимаете, когда человек работает в административной системе - это определенные подходы, своеобразный менталитет и стиль работы. А когда действуешь в реальном секторе, решения нужно принимать практически моментально, и за каждым решением стоит конкретный итог. В этом разница. Сегодня результаты моей работы не персонифицированы. Для всех предприятий они важны в разной степени - для какого-то в большей, для какого-то в меньшей, для какого-то вообще не принципиальны. И это требует уже немного другого подхода и умения выработки общих решений.
- Какие производства и предприятия в области от исполнительной власти больше всего зависят?
- Думаю, сегодня бизнес достаточно самостоятелен. И задача власти не в том, чтобы кто-то из предприятий без нас, чиновников, жить не мог. Наоборот! Власть не только федеральная, но и субъекта федерации должна создавать благоприятные условия для цивилизованного бизнеса, который бы жил и развивался. Действуя по закону, разумеется. И сегодня уже от работы экономики реального сектора во многом зависит участь исполнительной власти. Какие условия будут созданы нами для эффективной экономики, так будет жить и субъект федерации, да и в целом страна. И пойдет обратный процесс - налоги в бюджет, возможность решения каких-то насущных проблем. Власть-то для чего нужна? Для создания условий жизни и повышения уровня благосостояния населения. Все остальное - сфера деятельности бизнеса.
- Пост у вас ответственный, и проблем приходится решать много. На личную жизнь хватает времени?
- К сожалению, на это у меня всегда очень мало времени оставалось. И когда на заводе работал, и здесь, в администрации. В этом плане мало что изменилось. Очень люблю проводить время с семьей, с женой, с детьми - у меня два сына, уже взрослые, выше меня парни, - но как раз это всегда проблематично: найти время для близких. И, к сожалению, когда дети вырастают, начинаешь понимать, как мало уделял им внимания из-за "рабочего графика". Сейчас у них уже свои дела, увлечения. Они компанейские, не домоседы, которые сидели бы у телевизора или компьютера. Хотя пока оба не женаты, да и рановато, наверное, - 19 младшему, 22 года будет скоро старшему, - но теперь еще реже, кажется, видеться стали, потому что и сыновья уже заняты - своими делами.
- Как вы расслабляетесь, отдыхаете? Возможно, на природе? Удочка, ушица, костерок, водочка "для сугреву"...
- Нет. (Улыбается.) Рыбалка меня не заводит, так же, как охота. Хотя ездили с друзьями и не раз, рыбу ловили, дичь стреляли. А что касается водочки... Предпочитаю благородные напитки, вина коллекционные, из крепких - виски, джин, коньяки. У меня дома неплохая коллекция вин. Я не особо активный собиратель, но в баре найдется кое-что стоящее для друзей. Есть коллекция вин Бордо, которая была куплена мной именно в провинции Бордо, в погребке. Это вино не было больше ни в каких других руках - только винодела и моих. В Бордо выращивают виноград разных сортов и производят разные вина: и красные, и белые, и розовые. У меня красное, урожая 80-х годов. Был и в провинции Коньяк во Франции, на заводе Хенесси. Достаточно маленькая провинция, когда в нее въезжаешь с юго-запада, то сначала не понимаешь, откуда здесь может появиться коньяк, если нет виноградников. Но километров через 10-15 такое впечатление проходит, начинаются плантации винограда. Пять коньячных заводов буквально в одном городке размещаются... Был в Венгрии, там тоже замечательные вина. На озере Балатон есть такое местечко - скальная площадка, полуостров Тихань, - там мы с партнером дегустировали вина. Поставили нам четыре графинчика местного вина - красное, белое. Попробовали, оценили, кое-что купили.
- Позвольте тест. Чем закусываете коньяк?
- Коньяк ничем не закусываю.
- Даже лимоном?
- Лимоном тем более. Насколько я знаю, это наш царь Александр лимоном придумал коньяк закусывать, а вообще, коньяк и лимон, не только на мой взгляд, но и на взгляд специалистов, - несочетаемые вещи.
- Вполне можно вас представить в кресле, у камина, с бокалом бордо или коньяка в руках. У вас дом или квартира?
- Квартира и дом загородный. На два дома, так можно сказать, живу. Камин есть, вы правы.
- А как насчет автомобиля? Доводилось слышать, что вы заядлый автомобилист.
- Нет. Автомобилист - это тот, который занимается машиной, холит ее, возится с ней, перебирает, ремонтирует, тюнинг делает. А я - только езжу. Хоть и быстро. Очень быстро. На бешеной скорости люблю мчаться.
- Какой русский не любит... иномарки. У вас наверняка иномарка?
- Да, BMW.
- Скорость большую развиваете?
- Нужно ездить всегда по правилам. И когда меня спрашивают о скорости, отвечаю, что есть две категории дорог и дорожных правил: в Европе можно ездить с одной максимальной скоростью, в России - с другой. Мой личный "рекорд" на дорогах Германии - 270 километров в час.
- Тоже на BMW?
- Не-а. (Смеется задорно и молодо.) На "Мерседесе".
- Значит, часто приходилось гонять по заграничным трассам. Вы выезжали за рубеж по работе?
- И по работе, и путешествовал. Из заграницы больше всего мне нравится Европа, из Европы - Германия. В Азии я был в Китае. Долго туда звали, один раз съездил, но, видимо, больше европейский человек. А Европу практически всю объехал!
- Машины часто меняете? Как перчатки?
- Нет, я консервативен. Не так часто.
- Какого цвета авто предпочитаете?
- У меня машина цвета "каньон". Не люблю светлые машины. Вот "Волга" - тут, наоборот, другую и не воспринимаю, только белую. Всегда служебные "Волги" у меня были и на заводе, и здесь - белого цвета.
- Скажите, какие вообще машины лучшими считаете?
- Те самые, о которых говорил: "Мерседес" и BMW. А вообще мне нравится такая поговорка: "В мире есть два типа машин - "Мерседес" и другие". Ее и придерживаюсь.
- Ну, за границей - понятное дело. Там дороги хорошие, скорость развивать можно сумасшедшую. А здесь-то куда, собственно, мчаться сломя голову? К знакомым шахтерам?
- Езжу на Алтай, к родителям езжу - они в Карасуке живут. Моя родина. Я в Карасуке родился. Потом уже, когда учился в институте, переехал в Новосибирск.
- У ваших родителей большое хозяйство в Карасуке?
- Зачем оно им? Они на пенсии, живут вдвоем. Все просто и скромно: дом, участок, маленький огородик. И даже живности нет никакой... Не удается, к сожалению, часто навещать родителей. И тут времени не хватает.
- А из Новосибирска насовсем вам никогда не хотелось уехать? Вы мир посмотрели, могли бы, кажется, выбрать что-то по нраву.
- Не хотелось. Никогда. После института - да, было, с год я отработал, - предлагали вернуться в Карасук. Давали жилье. Не поехал. И, знаете, почему-то не жалею. (Улыбается.) А в другой крупный город... Нет, тоже нет желания. Не собираюсь Новосибирск покидать. Еще здесь дел много.
- Конечно, вот бы вы сейчас вдруг признались: все уезжаю, прощайте.
- На самом деле! Зачем? Мне и здесь нравится. Вот недавно у нас в администрации были гости из-за границы, послы - Германии, Ирана, Белоруссии и Словении. Они встречались с предпринимателями Новосибирской области. Так вот послы - и те в восторге от нашего города, от сибирской природы. Мы им устроили замечательную программу - прогулку по Оби на теплоходе, рыбалку.
- Неужели послы что-то выловили в Оби?
- Много! По несколько рыбин каждый поймал.
- А вы, наверное, их поймали на каких-то важных для области и для регионального бизнеса обещаниях?
- Планируем сотрудничество. Но если вы о деле будете спрашивать - придется мне надевать галстук!