СОВРЕМЕННЫЕ КЕНТАВРЫ
Типичные байкеры - это необязательно кожаная куртка, борода и пивной живот. Среди них все чаще встречаются "белые воротнички"
Первое сравнение, приходящее в голову при виде несущихся по дороге байкеров: ну чисто кентавры. А познакомившись с ними во время VII Международного фестиваля байкеров, который прошел под Санкт-Петербургом в конце августа, я еще больше утвердилась в этой мысли. Два быстрых колеса вместо ног, ревущий мотор на месте сердца, кожаная куртка, ставшая второй кожей. Байкер, конечно, не сросся со своим железным конем в физическом смысле, но зато душой прикипел накрепко.
РЕКОГНОСЦИРОВКА
С самого утра в день открытия фестиваля зарядил такой дождь, что я засомневалась: а не отложат ли намеченный праздник. Впрочем, петербуржцам не привыкать к капризам погоды. Организаторы слета -крупнейший на северо-западе байкерский клуб "Оборотни" - пригласили участников и гостей фестиваля в мотель "Ольгино", расположившийся на полпути от Питера к Кронштадту. Место было выбрано грамотно. Тут и гостиница, и парковка для мотоциклов, большая площадка для всевозможных конкурсов, и сцена, с которой байкеров вот уже седьмой год развлекают главные рокеры страны.
У въезда на территорию мотеля разгуливали люди в ярких курчавых париках и белом гриме: моментально узнаваемые "Лицедеи" как-то сбили с толку. Неужто серьезные мужики на ревущих мотоциклах позвали на свой главный праздник клоунов, готовых выставить в смешном свете хоть самого Сергея Злого лидера "Оборотней"! Может, все-таки не на той остановке вышла (за неимением железного коня добиралась до места на заурядном маршрутном такси) ? Все сомнения рассеяла влетевшая с трассы на площадку пятерка ревущих "харлеев". Как выяснилось, байкеры с "Лицедеями" дружат давно и уже не в первый раз приглашают их на свой праздник. "Они веселые и знают, как развеселить других. А мы тут именно для этого и собрались", - поясняет один из "Оборотней", которого вычисляю по серебряному волку на куртке - эмблеме главного питерского клуба.
Сам же фестиваль разрушил многие стереотипы. При всем обилии пива за весь день не было ни одной пьяной потасовки. Большинство гостей и вовсе предпочитали безалкогольный вариант хмельного напитка. Все прошло неожиданно мирно и спортивно. Единственное ожидание, которое оправдалось на все сто, - море красивых мотоциклов, поездка хоть на одном из них казалась в тот день пределом мечтаний.
Около полутора тысяч байкеров со всего постсоветского пространства собрались в Ольгине в тот день, чтобы увидеть друзей, с которыми не встречались целый год, приобрести новых, ну и, конечно, себя показать, других посмотреть. Были гости из Финляндии, Польши и Германии.
Первым номером в программе значилось то, что байкеры именуют "прохватом": проезд мотоколонны по городу - от Ольгина до Дворцовой площади и обратно. Многие участники приехали на фестиваль именно ради этого. Но в последний момент из-за аварии на трассе милиция наложила запрет на пробег. На лицах многих участников читалось разочарование: когда еще выдастся возможность покрасоваться на своем мотоцикле на главной площади Северной столицы! И все же, проявив чудеса сдержанности, байкеры не стали вступать в конфликт с властями и приступили к подготовке к соревнованиям уже на самой фестивальной площадке. Победители мотоконкурсов " рельса" (на удержание равновесия),
"труба" (нужно догнать и подхватить катящийся по желобу мячик), "перетягивание каната" были премированы бейсболками и бочонками пива. Самый же серьезный приз достался хозяину самого медленного мотоцикла, получившему в качестве компенсации за непроворность своего железного коня 50тыс. рублей. Отдельным номером программы стало показательное выступление мотоциклистов-каскадеров, так называемых стантрайдеров. На радость зрителям они гарцевали на заднем колесе, преодолевали всевозможные препятствия и крутились волчком на месте. Вечером в Ольгине выступили лидер "Чижа" Сергей Чиграков, группы "Разные люди", Beer-Yozki, "Пушкинг", а с наступлением темноты праздник продолжило лазерное шоу.
КУЛЬТ МУЖЕСТВЕННОСТИ
Какие же они, настоящие байкеры, на самом деле, как ими становятся и так ли уж они грозны и суровы, как это кажется со стороны? Отыскав в толпе первую "жертву" своих изысканий, я собралась с духом и подошла к человеку, по моим представлениям выглядящему как самый заправский байкер: борода, тяжелые ботинки, черная кожаная кепка, кожаные штаны, куртка-косуха и отчетливо угадывающийся под ней пивной животик. "А с чего вы взяли, что я типичный байкер, не так уж я типичен: ношу бороду, пиво пью, работаю в гараже -возвращаю к жизни старое железо, -улыбается мой новый знакомый, представившийся Сергеем. - Сейчас среди байкеров все чаще можно встретить ребят, которые гладко выбриты, почти, а то и совсем не пьют спиртного, ходят на работу в приличном костюме, а иногда и вовсе имеют собственное дело. Все больше появляется "белых воротничков". Времена меняются". Вот тебе раз. Но что же заставляет таких людей после работы садиться на мотоцикл и лететь по дороге, рискуя жизнью, со скоростью под 200 километров в час, недоумевала я. Неужели испытываемый от этого кайф стоит 15-20 тыс. долларов? Именно во столько в среднем обойдется новый импортный мотоцикл. Цены на отечественные модели поскромнее - от 5 тыс. долларов, - но и это, прямо скажем, не копейки. Скорость, риск-стандартные объяснения. Но почему тогда не автомобиль? Почти все, с кем мне удалось побеседовать на фестивале, отвечали на эти вопросы примерно одинаково. Байкерство во всех его аспектах - атрибутика (начиная от мотоцикла и заканчивая кожаной курткой), отношение друг к другу, система ценностей, способы проводить время - это стиль жизни, в основе которого лежит культ мужественности. Быть байкером - значит, кроме прочего, не стесняться в крепких выражениях, смеяться в лицо опасности, проносясь на предельной скорости мимо гаишников и застывших прохожих, терпеть боль при падении. Многие люди, которых положение в обществе загоняет в тесные рамки делового этикета, находят в этом разрядку, освобождение. Для "белых воротничков" это переход в другую реальность, для прочих байкеров - сама жизнь.
Мое внимание привлек роскошный белый полицейский мотоцикл (не то чтобы я успела стать за день большим специалистом, просто на этом красавце так и было написано - Police). "Прямо как из голливудского блокбастера", -подумала я. "Настоящий американский полицейский Kawasaki, - раздалось у меня за спиной. - Хотите прокатиться?" Хозяин мотоцикла Войтек приехал в Петербург из Польши. На фестиваль его пригласили краснодарские друзья, байкеры из клуба Blacksmiths. Свой Kawasaki он купил во время командировки в США, потом три года ремонтировал собственными силами и лишь год назад вывел из гаража. "Теперь он на многое способен. До Петербурга вот без проблем добрался. Дальше поеду в Краснодар". В России на подобном фестивале Войтек впервые. Сравнивать пока не с чем, но впечатление от происходящего, по его признанию, сложилось самое положительное. "Конечно, даже по польским меркам это совсем небольшой фестиваль. На аналогичных мероприятиях у нас в стране народу собирается тысяч под десять. Но все равно атмосфера здесь что надо". Войтеку 46 лет, в седле он с 14-ти, но большую часть времени проводит в заботах о собственной типографии в Гданьске. Увлечение мотоциклами для него тоже путь к свободе - свободе от галстука, деловой лексики, переговоров с клиентами, - поэтому весь отпуск он проводит на колесах. По словам Войтека, в Польше среди байкеров довольно много состоятельных людей. Это и понятно: чтобы обзавестись хорошим мотоциклом, нужно иметь надежный источник дохода.
"Снять строгий костюм, надеть косуху, оседлать мотоцикл и, свободный от всего светского, нырнуть в мир, лишенный условностей. Вот, наверное, чего мы ищем, -говорит хозяин синего Suzuki Андрей Тишицкий, менеджер одной из петербургских компаний. - Мы вроде средневековых рыцарей. Подвиги и турниры, не имеющие особой цели. Кто быстрее проедет отрезок трассы, съест больше мяса, чей мотоцикл заревет громче. И в то же время байкеры -рыцари в исконном смысле слова, чтящие культ Прекрасной дамы, ценящие мужскую дружбу, держащие данное ими слово. Это не игра, а скорее определенный кодекс чести. Очень своеобразный, конечно".Кроме того, мотоцикл и все, что с ним связано, привлекает возможностью творчества. Даже при совпадении модели и года выпуска мотоциклы бывают непохожи, как разнояйцевые двойняшки. Каждый стремится придать своему мотоциклу неповторимость, сделать узнаваемым - кто-то сам разрисовывает, кто-то вкладывает деньги в дорогостоящий тюнинг. Тем самым байкер преобразует и себя самого, ведь с мотоциклом он составляет единое целое.
МИФОЛОГИЯ
В греческой мифологии кентавры - полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ, отличающиеся буйным нравом и распутством. Но были и другие примеры. Так, скажем, кентавр Хирон, воплощение мудрости и благожелательности, воспитал эпического героя Ахилла. Нечто подобное наблюдается и в байкерской среде. Грубость, пьянство и невоздержанность -стереотипное представление о человеке на мотоцикле. Но, как выясняется, стереотип этот уже во многом устарел.