ТЮНИНГ СЕГОДНЯ
Мы продолжаем исследование тольяттинского автомобильного рынка. Актуальным на сегодняшний день мы посчитали изучение рынка тюнинга, обратив внимание на ситуацию в данном сегменте рынка, а также перспективы его развития в г. Тольятти. Редакция "Семи Верст" совместно с Тольяттинским филиалом Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (ТФ ИВЭСЭП) провела независимый опрос автовладельцев, чтобы выяснить их отношение к тюнингу. В анкетировании приняло участие 366 автомобилистов.
Тюнинг - это...
Как известно, тюнинг понимается автовладельцами неоднозначно. Для кого-то это способ выделить свою машину из общей массы посредством изменения внешности автомобиля. Другие подразумевают под тюнингом улучшение его ходовых свойств, скоростных характеристик, а также параметров безопасности. Третьи прибегают к тюнингу, чтобы удовлетворить и те, и другие потребности. Именно поэтому проводилось исследование, призванное определить, какое отношение сложилось у автовладельцев к тюнингу на сегодняшний день.
Результаты проведенного опроса показали, что довольно большое число автомобилистов считают, что тюнинг представляет собой исключительно изменение внешности автомобиля (35,4% опрошенных). Гораздо меньшее число водителей понимают под тюнингом улучшение технических характеристик машины за счет вмешательства в ее конструкцию (7,23% опрошенных). Большинство же респондентов являются сторонниками комплексного подхода к тюнингу, когда меняется и внешность, и технические параметры автомобиля (57,37%).
И это понятно, ведь, к примеру, даже замена колесных дисков на литые или кованые делает машину внешне более привлекательной, при этом изменяет ее ходовые качества. Непонятно другое - по результатам анкетирования больше половины опрошенных (55,2%) автомобилистов ответили, что прибегали к услугам тюнинговых компаний. Надо сказать, такая цифра нас несколько удивила, ведь процент отнюдь не маленький. Но складывается ощущение, что некоторые автомобилисты к тюнингу не относят разве что ароматизированную "елочку". Хотя скепсис здесь вряд ли уместен. Возможно, в том, что среди водителей нет однозначного понимания слова "тюнинг", отчасти виноваты мы, представители средств массовой информации, недостаточно освещающие данную тему.
Однако отрицать того, что действительно большое количество автовладельцев прибегали к тюнингу, нельзя. Ведь каждому хочется сделать свой автомобиль особенным и повысить его потребительские свойства.
Следом мы попытались определить, какие из направлений в тюнинге наиболее предпочтительны для водителей, которые уже подвергали свой автомобиль изменениям. По результатам опроса так называемому техническому (внутреннему) тюнингу отдали предпочтение наименьшее количество респондентов - 11,9%. Несколько отличается интерес водителей к навесному (внешнему) тюнингу: 28,7% водителей отдали за него свой голос. Оба направления оказались важны для 59,4% опрошенных автовладельцев.
Потребитель тюнинга
Исследование показало, что к услугам тюнингистов прибегают как владельцы отечественных автомобилей, так и иномарок. Градация же в этом случае следующая: вазовские "десятки" наиболее часто подвергаются тюнингу. Не отстают от них "Самары" и "Шеви Нивы". Зато владельцы "классики", "ГАЗов", "УАЗов", автомобилей "Ока", "Нива", а также иномарок производства 80 - 90 гг. чаще всего не прибегают к каким-либо серьезным изменениям автомобиля.
Что касается владельцев новых иномарок, то большинство из них довольно смелы и не боятся идти на эксперименты. Они допускают и вмешательство в конструкцию автомобиля, и установку навесного оборудования.
Автомобилистки также обращаются к тюнингистам. Как и следовало ожидать, предпочтительным для них является навесной (внешний) тюнинг, "подчеркивающий индивидуальность" автомобиля, а соответственно и его владелицы. Хотя среди них есть и такие, для которых важно усовершенствование технических параметров машины.
Выбор сделан
Отметим, что далее приводятся ответы тех респондентов, которые уже прибегали к услугам тюнинговых компаний. Исследование показало, что при выборе компании автовладельцы в большей степени руководствуются рекомендациями друзей и знакомых (89,6% опрошенных). Публикации в СМИ - тесты и описание характеристик - также являются решающим фактором. Перетяги, баннеры и публичные рекламные акции оказывают не столь высокое влияние на выбор компании. Хотя многие респонденты обращают внимание и на рекомендации знакомых и журналистов, и на различные рекламные источники.
В ходе исследования выяснилось, что существует еще ряд параметров, руководствуясь которыми автовладелец выбирает тюнинговую компанию. К ним относится качество производимой продукции, репутация компании, цена, скидки и т.д. Решающим фактором для большинства респондентов оказалось качество производимых и устанавливаемых изделий. Вместе с этим параметром на многих автомобилистов влияние оказывает цена. Репутация компании, предоставляемые льготы и гарантии весомой роли при выборе не играют. Многие автомобилисты отмечали в анкете сразу два варианта, среди которых превалировали цена и качество тюнинговых изделий.
Соотношение цены и качества тюнинговой продукции с точки зрения тольяттинского потребителя находится на среднем уровне. По пятибалльной шкале доминирующее число автомобилистов оценили баланс "цена - качество" на 3 балла (52,97% опрошенных). Чуть меньше респондентов оптимистичнее смотрят на данное соотношение, оценивая его в 4 балла (32,06% опрошенных). Исходя из этого, можно сказать, что в целом соотношение цены и качества удовлетворяет автовладельцев. Однако не следует упускать из вида тот факт, что "все отлично" на тольяттинском рынке тюнинга, считают только 5,44% потребителей. А это, к сожалению, не самый лучший показатель.
Кстати, автовладельцев нашего города можно поздравить: практически каждый второй водитель, подвергавший свою машину тюнингу, подбирал аксессуары к ней самостоятельно, не прибегая к услугам специализированных фирм. Такой подход к делу оправдан, если тюнинговое вмешательство в автомобиль не столь значительно. Если же планируются глобальные изменения потребительских свойств автомобиля - тут уж прямая дорога в тюнинговое ателье.
К данному вопросу можно подойти с другой стороны. Как мы уже поняли, водитель выбирает аксессуары, руководствуясь ценой и качеством тюнинговых изделий, причем качество является решающим фактором при выборе оборудования. С этой точки зрения нам было очень важно понять, имеет ли какое-то значение для потребителя такой параметр качества, как одобрение тюнинговой продукции автозаводом (к примеру, АВТОВАЗом). Известно, что установка несертифицированного оборудования может отрицательно сказаться на потребительских свойствах автомобиля. Однако опрос показал, что большинство любителей тюнинга (69,3% респондентов) не считают одобрение производителя автомобилей существенным фактором при выборе аксессуаров.
И последнее...
Отнюдь не каждый водитель подвергает свой автомобиль тюнингу. Объяснением этому является ряд причин. Большая часть из тех, кто не пользуется услугами тюнингистов, попросту не видят смысла в том, чтобы начать менять потребительские свойства машины (40,7% опрошенных). Вторым по популярности ответом был "не позволяют финансы" (39,5% опрошенных). 11,4% опрошенных не пожелали вмешиваться в конструкцию своего автомобиля по той причине, что их не удовлетворяет уровень тюнинга в г. Тольятти. И всего 8,4% респондентов отказались от тюнинга, потому что не хотят лишиться гарантии на новенькую машину.
Интересно, что 71,8% автовладельцев, не воспользовавшихся услугами тюнингистов, все-таки покупают диски, колеса, накладки панели приборов, козырьки на окна и другие аксессуары самостоятельно.
И снова возникает вопрос: можно ли считать эти приобретения тюнинговыми или нет? Потребительское мнение, безусловно, должно учитываться при анализе рынка (для этого и проводилось исследование). Но в любом случае нам следует рассмотреть и точку зрения главных действующих лиц рынка тюнинга - производителей и установщиков тюнинговой продукции. Иначе исследование нельзя считать полным. В связи с этим нами будет проведен круглый стол на тему "Тюнинг сегодня" с участием производителей и установщиков тюнинговой продукции, где будут рассматриваться вопросы позиционирования тюнинга в нашем городе, факторы, влияющие на его развитие, а также качество тюнинговых изделий.
Отчет о проведении круглого стола читайте в ближайшем номере газеты "Семь Верст".
Редакция выражает благодарность ТФ ИВЭСЭП за участие в проведении исследования.