Перейти к основному содержанию

Главная      Идя на встречку решению Госдумы...

Идя на встречку решению Госдумы...

Приводим полный список тех, кому пока еще положены мигалки

Спецоклады и спецпремии, спецнормы командировочных расходов и спецдачи, спецпенсии и спецпутевки... И конечно, спецномера и спецсигналы для автомашин. Они раздражают очень многих. При этом мало кто знает, каков же, собственно, правовой статус спецномеров и мигалок, сколько их, кому они полагаются и на что имеет право их обладатель.

Приоткроем эту юридическую завесу при помощи двух правительственных постановлений. Первое - от 23 января 2002 года - N 35 "Об особых государственных регистрационных знаках и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах". Второе - от 17 сентября 2004 года - N 482 (с последними изменениями от 16 марта 2005 года) "Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков".

Какие права дает этот "номенклатурный тюнинг"?

На обладателей мигалок ПДД практически не распространяются. "Выполняя неотложное служебное задание", водители таких машин (это прямо указано в третьем разделе ПДД) могут законно "отступать от требований" почти всех разделов упомянутых правил, которые касаются непосредственно движения. Собственно, куда легче перечислить требования, которые они обязаны соблюдать: они касаются выполнения сигналов регулировщика, буксировки, перевозки людей и грузов.

Что касается спецномеров, то ситуация с ними достаточно странная. С одной стороны, в 35-м постановлении правительства сказано, что машины с такими номерами имеют право "отступать от выполнения отдельных положений Правил дорожного движения". С другой стороны, в ПДЦ о спецномерах не сказано ни слова! От каких положений правил имеют право отступать их обладатели - неизвестно.Де-юре один только спецномер - без мигалки - не дает на дороге вообще никаких преимуществ: увидев такую машину, никто не обязан уступать ей дорогу или снижать скорость. Тем не менее де-факто такие машины имеют привилегии - и дорогу им уступают, и ГИБДД к ним практически не придирается.

Кому это полагается?

В Приложении 3 к 482-му постановлению правительства скрупулезно перечислены "должностные лица органов государственной власти и организаций, на служебные легковые автомобили которых устанавливаются особые государственные регистрационные знаки". И сами знаки указаны.

Самый главный - знак "А-АА" - положен лицам, которые подлежат государственной охране. В соответствующем законе эти лица перечислены: президент, премьер, спикеры Совета Федерации и Госдумы, председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, генеральный прокурор. Дальше, правда, сделана незаметная приписка: "При необходимости по решению президента Российской Федерации государственная охрана может быть предоставлена иным лицам". При этом все попытки найти в правовых базах данных перечень охраняемых персон бесполезны: видимо, соответствующие распоряжения президента имеют соответствующий гриф секретности.

Дальше - по ранжиру

Спецномер "В-АА" положен руководителю президентской администрации, его замам и всем сотрудникам АП, вплоть до "заместителей пресс-секретаря президента" и "руководителей аппаратов помощников президента". Такими же буквами обозначаются на дороге Уполномоченный по правам человека, патриарх, главный раввин, верховный муфтий, "глава Буддийской традиционной сангхи", президент Академии наук и другие.

Буквами "А-АВ" обозначаются члены правительства России, сотрудники правительства и министерств до уровня начальников департаментов, главкомы родов войск, гендиректор ИТАР-ТАСС, председатель ВГТРК, председатель Центробанка и его замы, главы РАО "ЕЭС", "Газпрома", "РЖД", "Аэрофлота" и "Росэнергоатома", некоторые другие высокопоставленные лица.

"A-АС" - для служебных машин членов Совета Федерации, руководителя аппарата СФ и его замов и руководителя секретариата спикера, а также для руководителей ЦИК.

"А-АМ" - для личных машин сенаторов и депутатов Госдумы.

"А-АО" - для служебных машин думских депутатов и руководителей думского аппарата, а также для руководителей Счетной палаты.

"А-АК" - для судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, руководителя секретариата КС, заместителей генпрокурора и начальника управления делами Генпрокуратуры.

Наконец, "А-АР" - для губернаторов и спикеров региональных парламентов.

Что касается мигалок, то они (при наличии спецномеров) полагаются лишь тем, кто перечислен в

Приложении 4 к тому же постановлению правительства.

Здесь чиновников существенно меньше. Ввиду крайней важности этого списка приведем его целиком.

Помимо охраняемых персон, право на мигалки имеют: руководитель администрации президента Российской Федерации; секретарь Совета безопасности Российской Федерации; заместители руководителя администрации президента Российской Федерации - помощники президента Российской Федерации; помощники президента Российской Федерации; помощники президента Российской Федерации - начальники управлений; руководитель протокола президента Российской Федерации; пресс-секретарь президента Российской Федерации; полномочные представители президента Российской Федерации в федеральных округах; советники президента Российской Федерации; заведующий канцелярией президента Российской Федерации; руководитель секретариата руководителя администрации президента Российской Федерации; иные должностные лица администрации президента Российской Федерации и других государственных органов, определяемые руководителем администрации президента Российской Федерации (не более 20 должностных лиц); управляющий делами президента Российской Федерации; государственный секретарь Союзного государства; члены правительства Российской Федерации; председатель Банка России; президент Российской академии наук; директора СВР России, ФСБ России, ФСО России, ГФС России, ФСКН России, ФСВТС России, Рособоронзаказа, ФСТЭК России, Спецстроя России, руководители ФТС России, Росатома, Роскосмоса, начальники ГУСП и Службы специальных объектов при президенте Российской Федерации; начальник Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации; заместители руководителя аппарата правительства Российской Федерации, руководитель секретариата председателя правительства Российской Федерации; иные должностные лица аппарата правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, определяемые руководителем аппарата правительства Российской Федерации (не более 20 должностных лиц); заместители председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации; руководитель аппарата Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации; руководитель секретариата председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации; первый заместитель, заместители председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации; руководитель аппарата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации; руководитель секретариата председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации; руководители фракций и депутатских групп Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации; заместитель председателя Конституционного суда Российской Федерации; судьи Конституционного суда Российской Федерации; судья-секретарь Конституционного суда Российской Федерации; первый заместитель, заместители председателя Верховного суда Российской Федерации; первый заместитель, заместители председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации; первый заместитель, заместители генерального прокурора Российской Федерации; председатель Счетной палаты Российской Федерации; председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; высшее должностное лицо (руководитель) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; руководитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; заместители полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах; главные федеральные инспекторы в субъектах Российской Федерации аппаратов полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах; председатель правления открытого акционерного общества "Газпром"; председатель правления Российского акционерного общества "ЕЭС России"; президент открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Если подсчитать, получается всего около 500 мигалок.

Впрочем, теми, кому мигалка положена по должности, их список не исчерпывается. В Приложении 2 к тому же постановлению правительства указан лимит на мигалки для различных ведомств, которыми они могут оборудовать машины без спецномеров. Так, МВД положено 230 мигалок, Минобороны - 19, ФСБ - 95, Федеральной службе охраны - 105, Службе внешней разведки - 14, Государственной фельдъегерской службе - 68, Генпрокуратуре - 10, МЧС - 9, МИД - 15...

Это еще 637 дополнительных мигалок для чиновников.

Когда с включенной мигалкой мчится "скорая", пожарная, милицейская или аварийно-спасательная машина, понятна необходимость нарушать правила: речь может идти о спасении человеческих жизней.

Но чью жизнь спасает летящий по Москве с мигалкой начальник секретариата главы президентской администрации?

Что страшного произойдет в правительстве, если такой большой человек, как заместитель руководителя аппарата Белого дома, опоздает на службу?

При этом милиция никогда (если только не случилось ДТП) не будет интересоваться, действительно ли речь идет о выполнении неотложного служебного задания или водитель соответствующего начальника решил просто сэкономить время для каких-либо приятностей жизни.