"Экзотика-2004": ПОД ЗНАКОМ ОЛЕНЯ
Без лишней скромности можно сказать, что на VIII международном шоу экзотических, старинных и классических автомобилей "Автоэкзотика-2004" объединенный стенд ОАО "ГАЗ" и "Биржи плюс авто" оказался одним из самых интересных, поскольку здесь были и раритеты, и самоделки, и так называемые фанмобили, и подлинная антикварная автоценность. Но обо всем по порядку.
Все началось с дороги. Караван, состоящий из автомобилей марки ГАЗ различных лет выпуска, словно линкор перед боем, поднял флаги и стартовал от главной проходной завода. Курс - на Москву. Из-за разных скоростных возможностей машин ехать единым строем было невозможно, и вскоре наша колонна растянулась на несколько десятков километров. Но это не мешало ей быть единой, поскольку при остановке какого-либо автомобиля идущие следом неизменно останавливались для совместной борьбы с неисправностями. Надо сказать, что, несмотря на возраст машин, неисправностей было совсем не много (прокол колеса, обрыв карданного вала, "закипание" радиатора), но темп движения они все же замедлили, и на аэродром мы прибыли только к вечеру. Сил осталось только на то, чтобы установить палатки и приготовить ужин.
Утром выяснилось, что нижегородская экспозиция получилась на редкость удачной. Настоящей звездой нашего стенда и всего фестиваля стал микроавтобус "Старт" нижегородца Е. Башкирова, в 60-х годах спроектированный в Харькове на основе агрегатов ГАЗ-21. Машине, оснащенной пластмассовым (!) кузовом, еще предстоит длительная и тщательная реставрация, но и в нынешнем виде она поражает, ведь нечасто встретишь автобус со столь стремительной внешностью.
Представленная А. Котовым "Победа" и знакомая по фестивалю "Самавто НН-2004" "Волга" В. Грузова смотрелись так, словно они только что сошли с конвейера автозавода. ГАЗ-21 Е. Фефлова тоже вполне соответствовал оригиналу, но был окрашен металлизированной эмалью, что, кстати, ничуть не портило впечатления от машины. Еще одна "Победа", представленная Е. Башкировым, и "Волга" С. Уварова (участник "Самавто НН-2004" из Мурома Владимирской обл.) перенесли легкий тюнинг, слегка изменивший их внешность и добавивший им современные, несколько спортивные нотки. Это снижало их историческую ценность, но смотрелись они великолепно.
Подготовленный для внедорожных соревнований ГАЗ-69 еще на марше привлекал взоры всех джиперов, а уж на аэродроме их к этой машине тянуло как магнитом. Впрочем, возможно, тут повинен экипаж, веди имена водителя, штурмана и бортмеханика звучали так: Надежда, Инна, Ирина.
Около "биржевой" Toyota Land Cruiser знатоки внедорожной техники тоже задерживались надолго, но ее экипаж, представляющий мужскую часть населения планеты, интересовал только коллег из автомобильных изданий.
Совершенно неожиданно в нашей экспозиции оказался Willys MB, приехавший из Могилева. На фестиваль он прибыл своим ходом, что говорит не только о надежности исторического авто, но и о лихости его водителя - Петра Громыко, обаятельного и немногословного человека, хорошо вписавшегося в нижегородскую команду.
К нашему удивлению, у столичной публики пользовался популярностью и редакционный УАЗ-3160, оснащенный дизельным двигателем ЗМЗ-514.10. Оказывается, что наполненная иномарками Москва почти не знает, что в России есть и вот такие простые и надежные машины.
Несмотря на длительную российскую эксплуатацию, не потерял своей стройности и изящности BMW 1800 Ильи и Николая Петряшеных, а ведь он выпущен в 1969 году и по нашим дорогам ездит аж с 1981 года.
Не менее интересны были и другие экспонаты нижегородской экспозиции: как и во времена своей юности, таким же внушительным и практичным выглядел американский пикап Ford F250 (владелец - Д. Татьянин), по-прежнему поражало своей аэродинамикой спорткупе Porsche 924 (владелец - А. Кирсанов), все так же забавен был ярко-рыжий ЗАЗ-965 (владелец - Н. Сорокин).
Кроме них уже традиционно под флагами "Биржи плюс авто" были выставлены самодельные автомобили: репликар, выполненный по мотивам Opel Olimpia 1937 г. Н. Голубевым (г. Кировск Ленинградской обл.), классическое комби-купе "Лана", изготовленное Г. Непомнящим, полноприводный микроавтобус А. Мишукова и хорошо известная нижегородцам, "звезда" трех фестивалей "Самавто НН" "Юна-2500" Ю. Алгебраистова.
Настоящими любимцами публики стали Валерий Стрункин и его мотоколяска "Чума", прибывшие на "Автоэкзотику" в составе делегации телепрограммы "Автобан".
Когда мы изучали экспонаты автошоу, у нас не проходило ощущение, что 75-летие УКЭР ОАО "ГАЗ" празднуют не только на на нижегородской экспозиции, но по всему полю Тушинского аэродрома. Автомобили с маркой ГАЗ были везде и повсеместно, и их доминирование было заметно с первого взгляда. Буквально на каждом шагу встречались флаги с изображением знаменитого прыгающего оленя - эмблемы первой "Волги" ГАЗ-21.
Среди большого количества "Побед", "Волг", ЗиМов и "Чаек" выделялись ГАЗ-А Андрея Яшина (Москва), ГАЗ-67Б Валерия Москвитина (участник фестиваля "Самавто НН-2004" из Рязани) и бронеавтомобиль БА-64, показанный московским историческим клубом "Железный марш". За реставрацию и сохранение автомобильной истории страны представители пресс-службы ОАО "ГАЗ" всем им вручили специальные дипломы и памятные подарки. Хорошо смотрелись тюнинговые версии автомобилей с нижегородской маркой, были интересны и самодельные конструкции - ГАЗ-3110, превращенный в реплику ГАЗ-21, и оригинальный микроавтобус, выполненный все в той же стилистике ГАЗ-21.
Значительно увеличилось и количество "Москвичей" - в Тушине было представлено множество моделей и модификаций: от МЗМА-401 1947 года выпуска до почти современных тюнингованных АЗЛК-2141.
Сногсшибательное впечатление производили строгие и элегантные представительские автомобили ЗиЛ, вызывающие подлиную гордость за недавнее величие отечественного автопрома. Настоящим откровением для многих стали несколько легковушек марки EMW - модернизированные предвоенные BMW, выпускавшиеся в конце сороковых годов. Некоторые из посетителей фестиваля с удивлением узнавали, что некоторое время автозавод, выпускавший эти машины, принадлежал СССР. Но поскольку EMW по всем параметрам уступали "Победам", то было решено не тратить на них средства и усилия разрушенной недавней войной страны и передать автозавод ГДР.
Большие экспозиции отечественной техники выставили автомобильные клубы из различных частей России. Если традиционные участники - Клуб М-21, Клуб М-20 "Победа", клуб "Ретро-Москвич", Volkswagen-Club, клуб "Ока-Возрождение", SAAB Club, Ford Capri Club - несколько уменьшили количество показываемой автотехники, как-то измельчала и рассыпалась по различным экспозициям некогда внушительная "Автоамерика", то новоявленные "Авто-Ретро", "ЗАЗ-банд" и другие новые клубы из провинций, наоборот, выступили во всем блеске, с многочисленными и зачастую интереснейшими экспонатами.
Яркой приметой времени стало все более расширяющееся клубное движение, объединяющее владельцев микролитражных авто. Доминируют в нем бессменные "народные герои" - автомобили ЗАЗ-965 "Запорожец". К ним подтягиваются владельцы других моделей марки ЗАЗ и джипов из Луцка. В последний день "Автоэкзотики" организаторы собрали все находящиеся на Тушинском аэродроме "Запорожцы" в единую экспозицию, и зрелище получилось весьма и весьма впечатляющим - эдакий огромный рой жужжащих автонасекомых, готовых отправиться в невероятное путешествие, вроде прошлогоднего автопробега клуба "ЗАЗ-казак" в Варшаву.
Рассказать обо всех экспонатах фестиваля "Автоэкзотика" невозможно, можно лишь отметить самые интересные из них, что мы обязательно сделаем отдельно.
Невозможно описать и сам фестиваль - его надо пережить, проведя четыре дня и три ночи на поле Тушинского аэродрома, ночуя в палатке или в салоне машины, рядом с самыми удивительными созданиями автомобильного мира, общаясь с их владельцами, споря о достоинствах и особенностях самых различных марок и моделей - известных и почти забытых, слушая музыку, текущую из недр удивительного по своей сущности механического существа по имени "Моня", уже несколько лет являющегося неформальным автосимволом и талисманом "Автоэкзотики".
Андрей ЧУДАКОВ