Море, солнце, гидроцикл
- А трудно научиться ездить на гидроцикле? - спросил я у владивостокского продавца японских подержанных скутеров (водных мотоциклов).
- Проще, чем на двухколесном велосипеде. Но сам я не ездил...
- А они тонут?
- Все тонет...
Мода на водные мотоциклы, так вначале на русский манер называли эту технику дальневосточные моряки, первыми ставшие завозить к нам эту бэушную технику, пришла на Дальний Восток из Японии лет десять назад. На западе страны, в Москве и на юге, новые русские уже тогда позволяли себе эти дорогие игрушки. Мы же освоили это транспортное средство вслед за подержанными автомашинами и катерами. "Это специфический товар, - сказал мне один из продавцов этих машин. - Вы себе позволите потратить несколько тысяч долларов на такое сезонное удовольствие? Я вот тоже нет".
И действительно. Ведь что такое гидроцикл? Не яхта и не катер, и не машина... На гидроцикле, который едет за счет водомета, можно двигаться куда хочешь, но только если нет волны. Быстро скользить по воде, но далеко от берега уезжать не рекомендуется. Зато на этом аппарате можно выделывать такое, что и не снилось автолихачам. А если этот "конь" тебя сбросит, тут же сам и заглохнет. В общем, на первый взгляд модная и простая игрушка для обеспеченных.
Почти к двум сотням самых разных скутеров, которые, например, прописались в одном лишь Приморье, ежегодно добавляются десятки. Стоячий вариант аквабайка - это спортивный снаряд со сложной системой управления, минимальными размерами и максимальной мощностью. Здесь без специальной подготовки не обойтись. На них можно не только прыгать на воде, но заныривать под воду. Однако самый распространенный тип машин - одноместные и двухместные водные мотоциклы класса "Турист". Управлять ими довольно просто.
Встретить на нашей воде, хоть во Владивостоке, хоть в Хабаровске какой-нибудь новый скутер последней модели практически невозможно. Их стоимость уходит за $ 10 тыс. и выше. Поэтому в основном дальневосточники предпочитают подержанные мотоциклы середины и конца 90-х годов. Много лет уже популярны устойчивые и надежные двухместные Yamaha T и TL, имеющие мощность в 50 лошадиных сил и среднюю цену $ 3,5 тыс.
Цены на этом очень ограниченном пока рынке предложений формируются точно так же, как и при продаже подержанных машин. Спортивный форсированный скут с приличным "пробегом" может стоить в полтора, два раза дороже довольно свежего, но не навороченного одноместного сидячего собрата. От фирмы - производителя, а представлены у нас в основном японские Kawasaki, Yamaha и канадские Bombardier, цена особенно не зависит. Главное - мощность двигателя и дополнительный тюнинг (усиленное сопло, форсаж двигателя).
Достаточно зайти на сайт уже много лет занимающейся этим направлением компании "1000 размеров" , чтобы увидеть, что внешне похожие подержанные скутера можно купить и за $ 1,5 и $ 3 тыс., за $ 5 тыс. и за $ 8 тыс. Дороже, даже мастодонты в трехместном варианте, почти не попадаются.
Долгое время считалось, что для управления таким водным мотоциклом ничего, кроме минимальных навыков, жилета и соответствующего костюма, не требуется. Любой серьезный продавец скажет вам, что это не так. Во-первых, скутеры надо регистрировать в инспекции ГИМС и получать права на управление этой единицей маломерного флота. Обучение длится 6 недель. Понятно, что такими "формальностями" утруждают себя не все. Поэтому многие ездят без "корочек". Встреча с инспектором на воде - редкий случай. Но даже если и проверят, гидроцикл на арестплощадку не поставят. В худшем случае выпишут штраф в несколько сот рублей.
Ставки транспортного налога на эту мототехнику - самые высокие в таблице. Даже владельцы "Мерседесов" платят налог из расчета за одну лошадиную силу меньше. Каждую "лошадку" гидроцикла в Приморье оценили в сто рублей. В других регионах практически тоже самое. И если вы собираетесь содержать приличный скут, у которого под сто л. с, - готовьтесь выложить чуть ли не десять тысяч рублей в год.
Для обеспеченных это небольшие деньги. Но вот что показательно. Во Владивостоке, например, наблюдается тенденция увеличения количества гидроциклов. Каждый год их прирастает на несколько десятков. А вот число скутеров, официально зарегистрированных в госинспекции по маломерным судам, уменьшается. В прошлом году было 89, в этом - всего 49. Народ просто снимает машины с учета, чтобы не платить налог. С автомобилем этот фокус не походит. Скутериста, если он не гоняет по головам в отведенном для купания месте и не заезжает за буйки, никто и останавливать не будет. Нет у нас на Дальнем Востоке водной полиции.
Но не этого опасаются счастливые владельцы гидроциклов. Купивших эту технику запросто могут ожидать поломки. А случаются они не близко от берега: двухтактные двигатели подержанных гидроциклов чинят в основном единичные умельцы. Найти же нужную запчасть на разборке или в магазине не всегда получится. Нет еще пока у нас в этом деле хорошего сервиса. Но обычно гидроциклы, если их не топить, а после поездок обслуживать и промывать, редко ломаются.
В последнее время подержанные японские скутеры неплохо берут представители Москвы, Новосибирска. Красноярска, Кубани и Поволжья. Там эта подержанная японская техника составляет конкуренцию подобной финской и канадской. И в Москве не каждый обеспеченный позволит кататься где-нибудь на Клязме на новом "бомбардире" за $ 14-16 тыс.
Но это - товар сезонный. Крупная приморская фирма в летний месяц продает до 20 скутеров, в основном подержанных, но бывают и заказы на новые японские. Дальневосточники же предпочитают покупать эти машины через знакомых, которые знают, где искать гидроциклы в Японии. Обходится дешевле. А вот прокат аквабайков, как в Турции или Таиланде, у нас не налажен. В лучшем случае могут повозить вторым номером за приличные деньги.
Во Владивостоке писком моды прошлого сезона считалось рыскать на гидроцикле по бухтам островов Русский или Рейнике в поисках знакомых. Поставив катер или яхту на якорь, взрослые мужики созваниваются по сотовым и ездят друг к другу в гости на захваченных на всякий случай гидроциклах замахнуть стопку на отдыхе. И это не считается употреблением за рулем.
Не обходится и без спорта. Уже второй раз во Владивостоке прошел открытый чемпионат края по аквабайку. Эдакий мотокросс на воде. Зрелище. При этом никто не разбивает мотоциклов, а гонщики не ломают ключицы. Что бы там не говорили про гидроциклы, но по большому счету - это самый безопасный и сравнительно экологичный вид водного транспорта. Потому и дорогой.