Перейти к основному содержанию

Главная      Возвращаясь к напечатанному. «Страховая компания заплатит»

Возвращаясь к напечатанному. «Страховая компания заплатит»

(«Крымская правда», N 10, 20 января 2005 года)

В начале текущего года на Украине вступил в силу закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств". Правда, он не носил обязательного характера, потому что штрафование водителей за отсутствие у них страхового полиса намечалось ввести только с 1 апреля. Однако оказалось, что власти как бы пошутили, сейчас у водителей никто не требует документа о страховании его ответственности. По свидетельству знающих людей, Украина осталась единственной европейской страной, где пока не действует эта мера.

Но может быть, она нам и не нужна? Приходится слышать разговоры, что в обязательной «автогражданке» заинтересованы лишь владельцы шикарных иномарок, ведь, если, скажем, "Мерседес" стоимостью более 100 тысяч долларов столкнется на дороге с захудалым "Запорожцем", то что же возьмешь с его хозяина в возмещение ущерба? Утверждают, что ничего не возьмешь, хотя это не так. Известны случаи, когда виновники дорожно-транспортных происшествий продавали собственное жилье, чтобы рассчитаться с потерпевшей стороной.

Значит, нужна какая-то третья сила, которая способна взять на себя ответственность за ДТП, вернее, возмещение ущерба, причиненного попавшим в аварию людям транспортным средствам. В роли этого посредника и признана выступать страховая компания, с которой одна из сторон или обе они заключили соответствующий договор.

Безусловно, состоятельные люди, имеющие престижные иномарки, заинтересованы в переходе на цивилизованную практику разрешения конфликтов на дорогах. А владельцы видавших виды "Жигулей" разве нет? Чем дороже машина, которую "поцелует" ваш автомобиль, тем больше придется платить за причиненный ей ущерб. Из своего кармана, и очень тяжело придется, если он окажется пустым. Крутые люди, как говорится, могут включить счетчик...

Уплачивая ежегодный обязательный взнос на страхование «автогражданки», владелец автомобиля перекладывает на страховую компанию риск, который в той или иной степени угрожает каждому автомобилисту. Лучше уж заплатить несколько сотен гривен и не бояться, что в случае ДТП вас будут таскать по судам, посылать к вам в дом официальных или неофициальных поборников правосудия. За счет массового страхования автотранспорта компания аккумулирует в своем фонде солидные денежные суммы, которых будет достаточно для ликвидации последствий аварий, то есть ущерб, причиненный попавшим в переделку сторонам, возместит страховая компания.

Об этом рассказывает наш постоянный консультант по этим вопросам, глава Крымского республиканского агентства крупнейшей СК "Инком-страх" Николай Фокин. По его словам, разрешение на страхование «автогражданки» получили до 40 крупнейших страховых компаний Украины из имеющихся 400. Их отбирало Моторно-транспортное бюро Украины из числа входящих в него компаний. В избранный круг допущены те СК, которые смогут взять на себя соответствующие риски и в случае необходимости смогут произвести необходимые выплаты. При этом сами не обанкротятся.

Мы еще раз возвращаемся к этой теме в связи с намерением Верховного Совета Украины принять дополнения к закону "Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств". Законопроект о таких дополнениях принят в первом чтении парламентом. С первого раза утвердить его во втором чтении народные депутаты не смогли, не хватило голосов "за". Предстоит новое рассмотрение, хотя несколько принципиальных поправок уже приняты и найдут отражение в окончательной редакции документа.

Николай Фокин передал нам копию стенограммы заседания парламента страны, состоявшегося 2 июня, на котором был обсужден упомянутый законопроект о внесении поправок к нынешней практике страхования «автогражданки».

Пересмотрен перечень льгот. Освобождаются от страхования лица, которые управляют автомобилем инвалида первой категории в его присутствии. Предложено также, чтобы лица, пострадавшие в результате чернобыльской катастрофы, имеющие первую и вторую категории, платили за страховой полис 50 процентов. Должен быть утвержден специальный знак государственного образца, который будет крепиться на лобовом стекле автомобиля и свидетельствовать о наличии действующего договора страхования.

Усиливается ответственность страховщиков за неуплату начислений в централизованные резервные фонды. Если страховая компания не переведет эти деньги в течение двух месяцев, то она автоматически исключается из состава моторно-транспортного страхового бюро. И соответственно лишится права заниматься страхованием.

В центре внимания заседания парламента оказался вопрос относительно того, когда начинать штрафовать водителей за отсутствие у них страхового полиса. Комитет Верховного Совета по вопросам финансов и банковской деятельности предложил компромиссное решение, которое заключается в том, чтобы перенести этот срок на 1 апреля будущего года. Скорее всего, эта дата и будет зафиксирована в окончательном варианте законопроекта, который должен стать законом.

Зашел разговор о том, чтобы уменьшить базовый размер платежей за страховой полис. Скорее всего, эта планка будет опущена ниже. Когда Госавтоинспекция будет вправе требовать предъявления страхового полиса? Парламентарии решили, что проверять договор страхования необходимо в тот момент, когда автомобиль проходит технический осмотр.

Как относятся автомобилисты к страхованию своей ответственности? Тот, кто уже успел стать участником ДТП или его непосредственным свидетелем, как правило, заключает договор со страховой компанией в первоочередном порядке. И другим советует не медлить с этой процедурой. И они не медлят, к таким относятся хозяева частных больших и малых автопредприятий, те же владельцы дорогих машин. А многие из тех, у кого автомобиль не престижный, не торопятся приобретать страховой полис, выжидают. Однако таковых становится все меньше.

***

Кстати

Прежде максимальная сумма страхового возмещения в случае повреждения техники в результате ДТП составляла 25,5 тысячи гривен, а сейчас столько приходится лишь на одну единицу техники. Что касается жизни и здоровья людей, пострадавших при аварии, то прежде они могли рассчитывать на 8,5 тысячи гривен, теперь — 51 тысяча на одно лицо.