ВОПРОС РЕБРОМ
ОСАГО - дорого или нет?
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев принят уже более трех лет назад. И более трех лет не смолкают дискуссии по этому поводу. Только что вопрос об ОСАГО рассматривал Конституционный суд. Отвергнув требования об отмене Закона, суд тем не менее решил, что правительство не имеет права самостоятельно устанавливать тарифы по автогражданке. А это, пожалуй, самый больной вопрос для рядового владельца полиса: насколько справедливо устанавливаются тарифы.
"Тарифы ОСАГО: как правительство выполняет обещания президента РФ". Такое название носила пресс-конференция, прошедшая в Независимом пресс-центре. На защиту прав автолюбителей встали Дмитрий Янин, председатель Правления Международной Конфедерации обществ потребителей (КонфОП), и Надежда Заморенова, юрист КонфОП.
Янин отметил, что к этой проблеме не остался равнодушным Владимир Путин. Президент России согласился с тем, что базовая ставка ОСАГО в России - это очень большая сумма, особенно для пенсионеров, и законодатель должен подумать, как решить эту проблему. "Но данная реплика, - отметил Янин, - осталась на уровне обещаний".
По-прежнему большинство граждан считает тарифы по ОСАГО чрезмерно высокими. Страховщики же говорят о том, что тарифы не покрывают реальных издержек, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности. И этому спору не видно конца.
Председатель КонфОП подтвердил нецелесообразность тарифов официальными данными ГИБДД. В 2003 году во Владимире и Иваново в расчете на 10.000 зарегистрированных автомобилей приходилось 105 и 97 ДТП соответственно. При этом правительство РФ в тот же период решило, что жители Иваново (более безопасного региона) должны платить за полисы в 1,3 раза больше. Аналогичные несоответствия существуют, если сопоставлять данные аварийности, и по другим регионам РФ.
"Складывается ощущение, что принятая система региональных коэффициентов не имеет под собой каких-либо обоснований. Мы никогда не выступали за отмену ОСАГО, но мы всегда выступали против того, как этот механизм был реализован", - отметил Янин.
И предложил два пути, пойдя по которым можно сделать автогражданку намного доступнее. Первый - скрупулезный сбор статистики ДТП и данных по страховым выплатам. Такая деятельность уже ведется, и постепенно, при накоплении достаточного количества данных, станет возможным изменение тарифов и поправочных коэффициентов в сторону более объективных величин.
Второй путь - разрешить страховым компаниям конкурировать по цене предлагаемых продуктов, сняв все ограничения на размер скидок, которые страховые компании готовы предоставить своим клиентам. В общем, здоровая конкуренция спасет автомир! При условии, если на рынке не будет препятствий для этой самой конкуренции, есть реальный шанс, что стоимость полисов окажется ниже, чем установлено законом.
Юрист Надежда Заморенова привела примеры функционирования ОСАГО в других государствах: выяснилось, например, что тарифы по автогражданке в Москве сопоставимы с тарифами ОСАГО, например, в Калифорнии! Единственное отличие в том, что выплаты в случае ДТП в штате Калифорния много превышают выплаты в столице России. Так как Калифорния несколько отличается по уровню жизни от Москвы, то схожесть тарифов ОСАГО выглядит несколько неуместной.
Чтобы ликвидировать данный пробел, международная конфедерация обществ потребителей предлагает правительству РФ и Государственной Думе обсудить вопрос о снятии всех ограничений на минимальный размер полиса. Параллельно КонфОП предлагает Федеральной антимонопольной службе внимательно следить за соблюдением законодательства о конкуренции на рынке обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, выявлять и пресекать случаи ограничения конкуренции на этом рынке.
При соблюдении этих двух условий - снятия ограничений на снижение цены на полисы ОСАГО и развития ценовой конкуренции на этом рынке - можно ожидать снижения стоимости обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев.