ОДУМАЛИСЬ
В ГОСДУМЕ РАССМОТРЯТ ЗАКОНОПРОЕКТ, РАЗРЕШАЮЩИЙ СНИЖАТЬ СТРАХОВЩИКАМ СТОИМОСТЬ ПОЛИСОВ ОСАГО
Очередной спор вокруг закона об автогражданке разразится в ближайшее время в стенах Государственной Думы. Международная конфедерация обществ прав потребителей планирует дать возможность страховщикам изменять тарифы на ОСАГО в пределах максимума, установленного Правительством. Данное нововведение не только даст преимущества успешным компаниям, но и позволит сформировать действительно конкурентный рынок страхования автогражданской ответственности.
Дебаты о несправедливости установленных Правительством тарифов по страхованию автогражданской ответственности не прекращаются с момента вступления закона в силу. По расчетам многочисленных экспертов, объем собранных страховых взносов с автовладельцев за два года действия закона более чем в два раза превышает объем страховых выплат. При этом речь идет о миллиардах рублей сверхприбыли, которую страховщики ежегодно кладут себе в карман. Более того, они постоянно жалуются на то, что страховые выплаты со дня на день многократно вырастут, и поэтому уже сейчас необходимо увеличить стоимость полисов. Отношение премий к выплатам действительно меняется. Если за полгода действия закона рентабельность страховщиков от ОСАГО составляла 1000%, то теперь - "всего лишь" 200%.
Однако несмотря на жалобы, страховщики постоянно предлагают либо бесплатно, либо за чисто символическую плату дополнительные полисы страхования авто-гражданки, увеличивающие сумму покрытия в два-три раза, - верный признак скрытого снижения цен. Это говорит не только о том, что реальная стоимость страхования значительно ниже, но и о том, что у страховых компаний отсутствует возможность реальной ценовой конкуренции между собой за покупателей.
Исправить данное положение дел давно собирается и Правительство, которое не может провести нормальные конкурсы на приобретение полисов ОСАГО для своего автопарка, поскольку торговать по большому счету нечем: цены-то фиксированные. Особенно актуально это для МВД с его многочисленным автопарком.
Несколько расторопнее оказалась Международная конфедерация обществ прав потребителей (КонфОП), которая уже на этой неделе намерена представить на рассмотрение депутатов Государственной Думы законопроект о внесении изменений в закон об автогражданке. Положения данного законопроекта предусматривают предоставление возможности страховщикам самостоятельно уменьшать стоимость страхового полиса на величину не более 40% от предельной стоимости, установленной Правительством России. При этом также предлагается ужесточить требования к страховым компаниям, чтобы те, увлекшись ценовой борьбой, не забывали о своей финансовой устойчивости.
Предоставление возможности страховщикам самостоятельно определять стоимость полисов позволит не только создать реально конкурентные условия функционирования данного рынка, но и поможет ответить на вопрос, справедливы ли установленные тарифы.
Дело в том, что в настоящий момент отсутствует реальная статистическая информация, которая могла бы обосновать либо опровергнуть доводы страховщиков относительно справедливости тарифов и коэффициентов, поскольку все данные, которые имеются в распоряжении Правительства, поступают непосредственно от самих страховщиков, поэтому говорить об их надежности и достоверности вряд ли стоит. В то же время данные ГИБДД, например, показывают, что некоторые повышающие коэффициенты установлены, по крайней мере, необоснованно. Так, среднее количество ДТП в Иваново на 10 тысяч автомобилей составляет 97, а аналогичный показатель во Владимире равен 105. При этом жители Иваново, в отличие от владимирских автолюбителей, вынуждены платить коэффициент за аварийность 1,3. Еще менее обоснованными кажутся повышающие коэффициенты в зависимости от мощности авто. Можно подумать, что маломощный запорожец с крайне неэффективными тормозами имеет меньшую вероятность попасть в ДТП, чем, скажем, мощный БМВ с современной и очень эффективной тормозной системой.
Мнение Правительства по данному законопроекту пока не известно, но, скорее всего, оно будет положительным, поскольку кабинет министров сам заинтересован в снижении стоимости ОСАГО.
Единственным минусом данного нововведения (если оно, конечно, будет претворено в жизнь) будет возможное сокращение количества страховых компаний. Мелкие компании просто не смогут конкурировать с крупными. В то же время руководство Федеральной службы страхового надзора и так планирует значительно сократить количество страховщиков на рынке к 2007 году.