НЕ СТРАХА РАДИ
Сначала года в Египте и Турции - на самых популярных у россиян направлениях - произошло пять ДТП с участием наших туристов. В трех случаях (28 января, 27 апреля и 29 мая), повлекших самые тяжелые последствия, медицинская помощь пострадавшим и репатриация тел погибших была оплачена страховой компанией "НАСТА". В практике отдельно взятой компании подобной серии несчастных случаев еще не происходило. Тревожная статистика, скрытая до поры до времени яркими рекламными проспектами, способна, однако, дорасти до критической массы, за которой возникнут неожиданные для многих последствия.
"Мы не уйдем с этого рынка, - говорит директор департамента страхования путешествий компании "НАСТА" Наталья Кучерова. - Наши позиции позволяют вести бизнес цивилизованно. Однако реальные проблемы с убыточностью существуют". Может ли идти речь о прекращении страхования конкретной компанией туристов вообще либо об отказе только от одного-двух популярных проблемных направлений, предполагать пока рано. Терпимой, однако, ситуацию уже не считают и другие страховщики. После апрельской аварии заместитель генерального директора "РЕСО-Гарантия" Алла Берсон предложила обратиться к египетскому правительству. "Ведь дело уже до того доходит, - обратила внимание г-жа Берсон, - что туристы, желающие там отдохнуть, отказываются от экскурсий, и это должно тревожить местные власти".
Высокая конкуренция вынуждает туроператоров демпинговать, продавать путевки по заниженным ценам. Потери покрываются в том числе и за счет наземного обслуживания - экскурсий. Но как раз они и оказываются главным источником опасности.
Приключения поневоле
В автобус, помимо туристов, приобретавших путевки в отеле, у гида, загадочным образом набивается еще несколько десятков человек. Наличные деньги курсируют туда-сюда, и вряд ли это движение фиксируется на бумаге. Экскурсия Хургада - Каир стоит $130, но ее же можно взять и за $80, только под индексом "лайт". На вопрос, для чего нужны "облегченные" экскурсии, которые не отличишь от обычных, местный гид уклончиво отвечает: "Нам же нужно конкурировать с улицей..." Оказывается, уличные торговцы обещают доставить к пирамидам еще дешевле - за каких-нибудь $40. Возможно, вас запихнут в старенький драндулет с босоногим шофером и посоветуют уповать на милость Аллаха...
Но даже такой примитивный бизнес в Египте считается престижным. За него готовы платить огромные деньги: говорят, чтобы купить фирму, торгующую экскурсиями, нужно отдать $60 тыс. Неудивительно, что хозяева таких фирм стараются экономить на чем угодно: на технике, на персонале, на времени. О гарантии безопасности пассажиров думают в последнюю очередь. Не отдыхая как следует, шоферы не выдерживают напряжения 600-километровой дороги, элементарно засыпают. И даже если туристы едут на "Мерседесе" с отдохнувшим водителем-профессионалом, на его пути может оказаться грузовик с измотанным долгими переездами водителем за рулем. Именно это произошло утром 28 января около Хургады.
Если в Египте монотонная дорога среди песков, то в Турции - горные серпантины. И те же самые экскурсии на дальние расстояния. Поездку в Памуккале, например, вряд ли можно назвать расслабляющей. Отдыхать во время нее особо некогда. Ни туристам, ни персоналу. Сплошные переезды. Сначала обычно едут в Иераполис, потом туристов довозят до бассейна и террас. Там 3 - 4 часа автобус стоит и - обратно. Возвращаются в Анталью затемно. На такие поездки, по словам сотрудника одной из операторских компаний, стараются брать очень хорошие автобусы с проверенными, отдохнувшими водителями. Но и это не гарантирует полной безопасности - другие встречные или попутные автобусы, обгоняющие на полном ходу на довольно опасном участке серпантина по встречной полосе, повергают в тихий шок и клиентов, и сопровождающих.
Словом, угроза отказа в официальном порядке от подобных экскурсий - очень действенный инструмент. И, к примеру, в министерстве туризма Египта, по слухам, даже разрабатывается некий приказ, запрещающий однодневные экскурсии через всю страну. Перспективы появления такого документа неопределенны, во всяком случае Сайд Нофаль, советник по туризму египетского посольства в Москве, о подобной инициативе туристических властей Египта пока не слышал. И в силах ли правительство обуздать своих предприимчивых граждан, это еще вопрос. Да и не исчерпывается экскурсиями проблема.
Ставка больше, чем жизнь
Несчастья с туристами случаются, к сожалению, везде. И в благополучной Европе, и в безмятежной Юго-Восточной Азии. А потому страхование медицинских расходов является непременным условием для выезда в большинство зарубежных стран. Для поездки в государства Шенгенской зоны необходим полис с лимитом ответственности страховщика 30 тыс. евро, в США - $50 тыс. Так принимающая сторона снимает с себя обязанность по оплате медицинских услуг, предоставляемых нерезидентам.
Набор услуг по медполису путешественника стандартен: экстренная медицинская помощь, транспортировка, амбулаторное лечение и госпитализация. Такая страховка добавляет к стоимости тура $0,4 - 1,5 за день пребывания в стране, большинство туристов получают ее в пакете с путевками в турфирмах.
Но, кроме стандартного минимума, существует еще страховка от несчастного случая. Путешественники из западных стран в той или иной форме защищены чаще всего именно ею. В чем же разница?
Стандартная медицинская страховка, которую клиент приобретает вместе с турпакетом, гарантирует ему возмещение медицинских расходов в пределах указанного в полисе лимита. То есть сломал путешественник руку - счет от лечащего врача будет оплачен. Но никакой компенсации вреда, причиненного здоровью, утраты трудоспособности или, как ни прискорбно, гибели туриста медицинская страховка не предусматривает. Компенсационную природу имеет страховка от несчастного случая, повлекшего тяжкие телесные повреждения или смерть. В зависимости от условий договора сам пострадавший или его родственники могут получить $10, $15, $20 тыс. или больше.
Казалось бы, именно этот вид страховки должен быть востребован турфирмами, работающими на самых популярных и богатых на чрезвычайные происшествия направлениях. Но этого не происходит.
"Мы предлагаем страхование от несчастных случаев на очень выгодных условиях, - говорит начальник управления путешествующих компании "Ингосстрах" Лариса Антонова, - но туроператоры соглашаются брать только медицинскую страховку. 30% турецкого рынка - наши, и мы стараемся делать все, что возможно. В Турции и Египте нами открыты круглосуточные сервисные центры с русскоязычными операторами и бесплатной линией связи".
По мнению Натальи Кучеровой из страховой компании "НАСТА", причины неуступчивости крупных операторов турецкого и египетского направлений - в их ценовой политике. Включенная в турпакет страховка влияет на его стоимость. Вроде и невелики деньги, однако при объеме продаж в сотни тысяч путевок за год суммы выглядят совершенно иначе. Операторы в конкурентной борьбе экономят в том числе и на страховках. А ведь наш турист в самом деле из-за каких-нибудь 30 - 50 долларов может уйти в другое агентство, к другому оператору. Он научился хорошо разбираться в особенностях отелей, хочет полететь "Боингом" и заказать индивидуальный трансфер, но меньше всего внимания обратит на условия предлагаемой в пакете страховки. Русский "авось" продавца турпродукта вполне устраивает.
Выбор страховки полностью отдан на откуп туроператору, и даже российское законодательство туристу здесь не помощник. Статья 17 федерального закона о туристической деятельности обусловливает необходимость страхования только требованиями законодательства страны временного пребывания (вовсе не нашего!), а понятие страхования от несчастного случая совсем не расшифровано. Даже туристическое агентство не может отказаться от страховки, включенной оператором. И если турист все-таки засомневается, пожелает лучших условий, он сумеет их получить только застраховавшись дважды - помимо полиса от туроператора приобретя другой самостоятельно.
Обычно такое случается сразу после очередного происшествия, получившего широкую огласку. В аварии 29 мая погиб турист из Нижнего Новгорода. После этого в нижегородском филиале компании "НАСТА" резко возрос спрос на дополнительное страхование. Туристические агентства, чтобы преодолеть опасения колеблющихся клиентов, сами предложили им так поступить. Аналогичный всплеск интереса к страхованию от несчастных случаев наблюдался и в Москве после декабрьского цунами в Индийском океане.
Любопытно, что включение дополнительной страховки выглядит не таким уж и обременительным. По словам Натальи Кучеровой, удорожание турпакета составило бы, в зависимости от страховой суммы, от 10 до 50 центов в день. А при широком предложении таких страховок цена могла бы стать еще ниже, до $1 за поездку. Лариса Антонова, правда, не так оптимистична. По ее словам, немецкие партнеры не могут взять в толк, как полисы на 7 или даже 10 дней могут стоить всего $2.
Деньги - это ответственность. Чем меньше расходы, понесенные операторами, тем меньше у них стимул что-то менять, требовать, к примеру, от местных властей навести на дорогах порядок. А изменить отношение туроператоров могут принудить растущие издержки: если российское законодательство потребует обязательного страхования туристов от несчастных случаев, если российские страховщики выступят с согласованной позицией, если... всякие могут быть "если".
...Конечно, нечего и думать, что россияне будут меньше ездить на полюбившиеся турецкие пляжи или на Красное море. Однако позиция смежных с туризмом российских бизнес-структур, и прежде всего страховых компаний, сталкивающихся с прямыми убытками, меняется, и с нею придется считаться.
"Разумеется, мы обсуждали эти вопросы на всех уровнях нашей компании, вплоть до самого верхнего, - сказали нам в компании "НАСТА". - И пришли к выводу, что неплохо бы предложить турфирмам более комплексное страхование, с максимальным набором рисков. В свете происшедшего - и цунами в ЮВА, и автокатастрофы в Турции и Египте - туроператоры и клиенты почувствуют необходимость в таком продукте. Мы найдем оптимальное решение, удовлетворяющее все стороны". Каким будет это решение, а главное, удастся ли переломить тенденцию "фронтовых сводок" с туристических маршрутов, покажут итоги этого летнего сезона.