Битый автомобиль - роскошь, а не средство передвижения
Только в первом квартале 2005 года на территории Санкт-Петербурга зарегистрировано 1,8 тыс. дорожно-транспортных происшествий. О человеческих жертвах сегодня мы не говорим - говорим только о "железе". Битое, пострадавшее, оно ведь тоже кому-нибудь нужно. Оказывается, что оценка стоимости ущерба автомобиля после аварии может быть делом весьма и весьма выгодным.С появлением закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)" предложений оценить ущерб ненамного меньше, чем самих ДТП. Причем получается, что зачастую оценщика выбирает не пострадавшая сторона, а страховая компания. Но вот насколько качественно и честно производятся такие экспертизы - вопрос.
Куй железо, не отходя от кассы
3 февраля 2005 года в автомобиль врача Валерия Лымаренко врезалось маршрутное такси, водитель которого нарушил правила дорожного движения. Столкновение было такой силы, что Валерия Михайловича выбросило в проем заднего окна. Почти полтора месяца он пролежал на больничной койке с многочисленными травмами.
Слегка подлечившись, Валерий Михайлович обратился в страховую компанию виновника ДТП - Генеральную страховую компанию (ГСК). 24 марта там ему дали направление на независимую оценку в ООО "Технический центр Геркон". Здесь необходимо сказать, что ВАЗ-2110 Лымаренко выглядел с иголочки, говоря по-автомобильному, содержался по классу люкс. Ухаживал за ним хозяин тоже исключительно бережно: машина регулярно проходила техосмотр, зимой находилась в отапливаемом гараже и вообще эксплуатировалась достаточно редко.
26 марта эксперт "Геркона" Сергей Васильев осмотрел пострадавший автомобиль Лымаренко. Хозяину объяснили, что восстановление машины возможно только через замену кузова. И тут же предложили продать его. Продавать машину в планы Лымаренко не входило. Тогда эксперт попросил внести задаток для проведения работ (800 рублей - предоплата, 100 рублей - за выезд эксперта и 500 рублей - "за отечественную машину").
Через 10 дней Лымаренко поинтересовался отчетом о состоянии автомобиля. Отчет его, мягко сказать, удивил: стоимость материалов была явно занижена. На вопрос Лымаренко, как производится в их центре оценка стоимости, был получен ответ: мы берем средние цены в городе, обзваниваем магазины и выводим окончательные расценки. Чтобы сориентироваться в ценах, Валерий Михайлович попросил прайс-лист. Ему нашли прайс от 15 января самого дешевого рынка автозапчастей в городе. Цены в нем были раза в два выше, чем в сделанном отчете, и эксперты по просьбе Лымаренко перенесли их в отчет, увеличив тем самым оценочную стоимость автомобиля. Лымаренко поинтересовался, за какую цену "Геркон" хочет купить остатки его автомобиля. Выяснилось, что за $1000-1100. Ознакомившись с несколькими аналогичными предложениями, Лымаренко установил, что реальная стоимость такого автомобиля - 4500-4700 долларов США, то есть втрое выше предложенной в "Герконе" цены.
На следующий день Лымаренко выдали новый отчет. Материальный ущерб оказался еще на 20 тысяч рублей меньше, чем в предыдущем, и связано это было с приложенной справкой о том, что "средняя рыночная стоимость автомобиля ВАЗ-2110 1998 года выпуска, находящегося в хорошем техническом состоянии, аналогичной комплектации, составляет 3650 долларов". В качестве "доказательств" была предоставлена газета "Реклама-шанс", в которой были четыре предложения о продаже аналогичных машин: за 3650, 4300, 4500 и 4700 долларов. На вопрос Лымаренко, почему же его автомобиль был оценен по самой низкой планке, вразумительного ответа не последовало. Ему предложили оплатить еще 3510 рублей за отчет и выдали товарный чек.
Просмотрев дома отчет, Валерий Михайлович нашел там множество ошибок и нестыковок: товарный чек выдан на сумму меньшую, чем значится в двух выданных кассовых чеках; процент износа завышен, а стоимость узлов, деталей и в итоге материального ущерба занижена.
Валерий Лымаренко не согласился с такой оценкой и попросил вернуть деньги за экспертизу и отчет. На это последовал ответ: возвращать ничего не будем, обращайтесь в суд.
После жалобы Лымаренко МСК выдала автовладельцу направление в другую экспертную фирму - "Северо-Западный региональный центр экспертиз". Там ему выдали заключение о том, что средняя рыночная стоимость аналогичного автомобиля составляет 4200 долларов США, что отличается от оценки ООО "Технический центр Геркон", и сумма к выплате оказалась выше на 120%.
Мы связались с представителями противоположной стороны. Технический директор "Геркона" Михаил Исаев и коммерческий директор Сергей Кубланов категорически не согласны с позицией Лымаренко. Они утверждают, что были вовсе не заинтересованы в покупке автомобиля Лымаренко, оценка производилась исключительно объективно, и, напротив, сам Анатолий Михайлович "изначально был настроен на конфликт". Более того, как следует из объяснительной в адрес руководства фирмы эксперта Сергея Васильева, Лымаренко "...пытался повлиять на итоговую оценку осмотра". По словам технического директора Михаила Исаева, Лымаренко пытался даже угрожать экспертам. Угрозы, по словам Михаила Александровича, заключались в том, что в случае несогласия экспертов с предложенной им, Лымаренко, суммой оценки он обратится в суд, прокуратуру и СМИ, а также "приведет бритоголовых мальчиков с бейсбольными битами".
Кто прав, кто виноват в этой конкретной ситуации, разберется суд, который Анатолий Лымаренко надеется выиграть, а представители "Геркона" называют "бесперспективным". Впрочем, и у той, и у другой стороны есть основания так думать.
В ходе нашего журналистского расследования мы столкнулись с несколькими удивительными обстоятельствами. Как следует из искового заявления Анатолия Лымаренко, после его жалобы в ГСК (которая, напомним, и направила Лымаренко в "Геркон") страховщики "проявили соболезнование, так как "к оценщикам ООО "Технический центр Геркон" поступает много претензий со стороны клиентов". Косвенно эти же слова нам подтвердил сотрудник экспертного отдела ГСК. Он заявил в телефонном разговоре с вашим корреспондентом, что "ранее по поводу "Геркона" поступали только устные претензии, сейчас они подтвердились письменно, поэтому генеральный директор до разрешения этого конфликта сотрудничество с "Герконом" приостановил". Однако буквально час спустя на вопрос вашего корреспондента, зачем же они направляют клиентов в фирму, сотрудничество с которой приостановлено и к которой, по их же словам, уже были претензии, начальник экспертного отдела ГСК Анатолий Скоробогатов заявил, что "...мне эта компания нравится компетентностью, радушным отношением к клиентам. Лымаренко я не знаю, а с "Герконом" мы работаем 5 лет". Кстати, офис ГСК и один из офисов "Геркона" находятся буквально в 10 минутах друг от друга.
Вторая нестыковка произошла уже с другой страховой компанией - Санкт-Петербургским филиалом Московской страховой компании (МСК), которая, в свою очередь, занимается страхованием ответственности оценщиков. У нас имеется документ, в котором говорится, что после жалобы Лымаренко СПб филиал МСК прекратил сотрудничество с ООО "Технический центр Геркон". Этот же факт нам подтвердил Алексей Кочетов, начальник управления урегулирования убытков СПб филиала МСК:
"В нашей компании была застрахована ответственность ООО "Технический центр Геркон". Валерий Лымаренко нас уведомил о том, что, по его мнению, оценка ущерба его автомобиля в этой организации была произведена некачественно. Насчет суммы оценки можно поспорить, но были представлены документы, доказывающие, что оценщиками этой компании были допущены описки и явные математические ошибки в подсчетах. Это могло привести и к нашим материальным потерям, поэтому мы решили прекратить сотрудничество с ООО "Технический центр Геркон". Однако буквально на следующий день после этого разговора в ответ на вопрос, надолго ли МСК прекратила сотрудничество с "Герконом" представители последнего страшно удивились и сообщили, что никто сотрудничества с ними не прекращал. Тут же, на глазах вашего корреспондента, коммерческий директор "Геркона" Сергей Кубланов перезвонил Алексею Кочетову и переспросил, "работаем ли мы сейчас с вами". Ответ, судя по всему, был положительный. Значит, гневные реляции в адрес "Геркона" - это, видимо, только для клиентов и прессы, и ссориться между собой страховщикам и оценщикам совершенно невыгодно!
Впрочем, окончательную точку в этой истории поставит суд. И мы бы так подробно не занимались этим делом, если бы оно было единственным в Петербурге. Но они, увы, случаются сплошь и рядом. Кстати, только через один "Геркон" за сутки экспертизу проходят 20-25 пострадавших в ДТП машин. И подобных оценочных фирм у нас в городе - десятки. Всех всё устраивает?
Объективность на глазок
До введения закона ОСАГО немногочисленные экспертные фирмы делали по 2-3 оценки в день. После введения автогражданки ситуация кардинально изменилась: бизнес тех экспертно-оценочных фирм, которые смогли наладить контакты со страховыми компании, начал резко идти в гору; дела же у всех прочих резко пошли на спад из-за нехватки клиентов.
Но дело не только во взаимоотношениях между страховщиками и оценщиками - в конце концов, никто не запрещает страховщикам работать со "своими" компаниями. Все специалисты, с которыми нам удалось поговорить, в один голос утверждают, что сегодня процесс оценки сам по себе исключительно конфликтная ситуация. Почему? Да потому, что не существует никаких единых критериев оценки, нормативных актов, самих квалифицированных специалистов - инженеров-оценщиков. Их просто нет.
Единственный документ, как-то объясняющий сам смысл оценки, - это федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ". Согласно ст. 3 этого закона, под оценочной деятельностью понимается деятельность, направленная на установление в отношении объектов оценки прежде всего их рыночной стоимости. Поэтому итоговая цифра отчета (об оценке ущерба от повреждений) равна разнице между рыночной стоимостью автомобиля с учетом его технического состояния до аварии и рыночной стоимостью этого же автомобиля непосредственно после ДТП. Иными словами, причиненный истцу ущерб - это уценка его автомобиля от тех повреждений, которые были получены в результате ДТП.
А кто должен просчитывать стоимость этого самого ущерба? Согласно ст. 12 уже другого закона - ОСАГО - экспертизу транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения может производить только эксперт-техник. Но конкретно оценщиков не выпускает ни одно учебное заведение в России. Сейчас учебой оценщиков начал заниматься один из факультетов в Политехническом университете, пытается выдавать дипломы оценщиков и ФГУ "ТЕСТ-С.-Петербург" (пока состоялось всего 2 выпуска). Но ни единого российского реестра оценщиков, ни четких методик подготовки у нас нет. Нет и единых методик, по которым проводится оценка. В трех разных фирмах мне назвали 6 разных методичек, по которым работают эксперты. И во всех этих документах и подходы к оценке, и формулы вычисления процента износа, и прочие указания по проведению оценки и экспертизы абсолютно разные. Масла в огонь добавляет и несовершенство законодательных актов, которыми так или иначе приходится руководствоваться и страховщикам, и оценщикам, и потребителям. В определенных частях буквы ОСАГО, Закона "Об оценочной деятельности в РФ" и Гражданского кодекса не просто не стыкуются, а прямо противоречат друг другу. В итоге получается, что оценщики работают буквально на глазок и объективность оценки зависит от деловых и морально-этических качеств эксперта-оценщика. Если клиент не согласен, выход один - в суд. А судиться с экспертами, со страховой компанией, с другой стороной далеко не у каждого есть силы, время и деньги.
Комментарии
Дмитрий Кошелев, заведующий отделом автотовароведческих исследований Северо-Западного регионального центра судебных экспертиз:
- Поскольку у нас нет четко прописанных правовых норм проведения экспертизы и оценки, то сегодня все действительно зависит от конкретного оценщика. От того, как он владеет рыночной информацией, от его компетентности и квалификации по части знания предмета, то есть автомобиля, от его порядочности, в конце концов. А в последнее время на этот рынок полезли все кому не лень, и многие открыто работают под крылом страховых компаний. Как компания скажет - так они и сделают. Часто автомобиль оценивают те же, кто занимается оценкой недвижимости, то есть непрофессионалы в автоделе. К нам как к судебных экспертам часто обращаются, когда ситуация кажется неразрешимой: ни клиент, ни оценщик, ни страховая компания не могут договориться между собой. Мы пока принципиально не заключаем договоров со страховыми компаниями - чтобы не обвинили в предвзятости. Но как будет в дальнейшем, загадывать боюсь, слишком большая конкуренция на этом рынке и слишком мало профессионализма.