АВТОГРАЖДАНКЕ РОВНО ГОД. ОБРАЩАЙСЯ К НАМ, НАРОД
Закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств" работает уже год. Подводятся итоги, страховые компании готовятся к перезаключению договоров об обязательном страховании. Активно трудится в этом направлении компания "Росгосстрах" в Пензенской области. За истекший год компания заключила более 130 тысяч договоров с владельцами транспортных средств. На прошлой неделе здесь прошла пресс-конференция. На многочисленные вопросы журналистов отвечал заместитель директора филиала компании "Росгосстрах" в Пензенской области Н. В. КОСТЫГИН
- Николай Викторович, расскажите в двух словах, в чем главное преимущество нового порядка автострахования?
- Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОС АГО) впервые дал российским автолюбителям реальную возможность получить страховое возмещение не путем длительной процедуры гражданского судопроизводства, а непосредственно от страховой компании в течение 15 дней.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), полисы ОС АГО приобрели 85 процентов владельцев автотранспортных средств. В России официально стоят на учете 34 миллиона таких средств, значит, полисы выданы 22 миллионам автолюбителей. Прогноз скептиков, что страховые полисы не будут приобретаться, не оправдался. Считалось, что полисы приобретут в первый год не более 25 - 30 процентов владельцев автотранспорта. Наши граждане оказались более законопослушными.
Но дело даже не в процентах. Основная цель закона - защитить тех, кто оказался потерпевшим в результате аварии не по своей вине. По данным РСА, только за десять месяцев действия закона потерпевшим было выплачено более 2 млрд. рублей страховых возмещений.
- А как действует закон в нашей области?
- По данным ГИБДД, в нашей области зарегистрировано 286 тысяч транспортных средств. Около 85 процентов их владельцев купили полисы в различных компаниях, которые действуют на страховом рынке области. Доля нашей компании в проданных полисах, как мы считаем, составляет около 60 процентов.
По итогам на 1 июня 2004 года компанией "Росгосстрах" в Пензенской области было урегулировано более двух тысяч страховых случаев, по которым выплачено пострадавшим 26, 5 миллиона рублей.
Закон имеет прежде всего социальную направленность, защищая пострадавших в ДТП. Законом предусмотрено, что из 400 тысяч рублей страховых выплат 160 тысяч направляются на возмещение вреда "железу", т.е. транспорту, а 240 тысяч - на возмещение вреда людям.
Но возмещение получают не только люди, но и сторонние организации, чье имущество пострадало в результате дорожно-транспортного происшествия. Приведу свежий пример. Машина врезалась в столб, на котором крепились троллейбусные провода. Горэлектротранс предъявил нашей компании счет на 21 тысячу рублей.
Но в первую очередь закон защищает людей. По данным статистики, ежегодно в России гибнут в ДТП до 30 тысяч человек. Более 200 тысяч получают травмы различной степени тяжести. До появления закона, часто возникали ситуации, что платить пострадавшим виновник просто не мог из-за банальной неплатежеспособности.
Закон работает только год и, к сожалению, пока несовершенен и требует доработок. Недавно в Госдуме был проведен "круглый стол", посвященный этому вопросу. На него были приглашены страховщики, работники ГИБДД, судов и других заинтересованных структур.
На наш взгляд, закон ОС АГО недостаточно регламентирует решение ряда важных вопросов. Вопрос первый - о тарифах. Для некоторых категорий владельцев транспортных средств тарифы, предусмотренные в законе, высоки. Заходит речь о льготах. Но ведь если предоставлять льготы, то за чей счет? В действующем законе льгота в размере 50 процентов тарифа предусмотрена только для граждан, получивших транспортные средства по линии социального обеспечения, то есть бесплатно. Будет ли расширен перечень льготников? Этот вопрос зависит от решений Госдумы.
Второй вопрос касается документального обоснования страхового возмещения. Дело в том, что с вступлением в действие закона ОС АГО число регистрируемых аварий возросло примерно в два раза. Соответственно возросла нагрузка на сотрудников ГИБДД, но дополнительных средств под этот закон инспекции не получили. Как будет решена эта проблема? Вероятно, по мелким авариям право принимать решение о выплате возмещения будет предоставлено самим страховщикам.
Следующий вопрос - определение размера ущерба от аварии. Страховые компании применяют разные методики подсчета ущерба. То же самое можно сказать и о независимых экспертах. В законе записано, что положение об экспертах должны разработать Минюст совместно с Минтрансом. Однако такого документа до сих пор не разработано.
Случаются аварии, которые происходят по обоюдной вине владельцев транспортных средств. В законе сказано: страховое возмещение получает потерпевшая сторона. А если виноваты оба? Как быть? Суды неохотно отвечают на этот вопрос.
Есть и другие неясные вопросы. Но в том, что закон нужен, что он уже действует и реально помогает людям, никто не сомневается. Особенно - побывавшие в авариях. Иные "сторонние наблюдатели" склонны скептически рассуждать: страховые компании, мол, тянут с выплатами по два-три месяца. Но, прежде чем выплатить пострадавшему положенное ему законом возмещение, необходимо оформить в ГИБДД соответствующие документы, и иногда этот процесс затягивается не по вине страховых компаний. Бывают спорные моменты, которые иногда приходится решать в суде. И после предоставления всех необходимых документов страховая компания обязана выплатить пострадавшему страховое возмещение в течение 15 дней. Компания "Росгосстрах" открыла по всей стране специализированные Центры урегулирования убытков, которые занимаются вопросами выплат пострадавшим в ДТП. В Пензенской области таких центров два - в Пензе и Кузнецке. Кроме того, в каждом районе работают специалисты, которые готовы принять пострадавший автомобиль для осмотра.
- Существуют ли кроме обязательного другие формы страхования транспорта?
- Да. Кроме обязательного практикуем и добровольное страхование, так называемое АвтоКАСКО. В случае приобретения полиса обязательного страхования автолюбитель при аварии не получает средств на восстановление своей машины, он ремонтирует ее за свой счет. При добровольном страховании водитель получит страховое возмещение на восстановление своего транспортного средства, если он не виновен в аварии. За прошлый год по добровольному автострахованию КАСКО было урегулировано 873 страховых случая. Выплаты по ним составили почти 10 млн. рублей.
Наряду с полисом ОС АГО и АвтоКАСКО компания "Росгосстрах" выводит на рынок новый продукт - РГС-Талисман " Дорожный", который дополняет список продуктов, предлагаемых автовладельцам. Он предусмотрен для покрытия ущерба в случае причинения вреда жизни и здоровью людей в результате ДТП независимо от того, является застрахованный водителем, пассажиром или пешеходом. Полис РГС-Талисман "Дорожный" доступен всем категориям граждан. Схема заключения договора очень проста, затраты на приобретение полиса минимальны, а страховые суммы могут составлять от 15 тысяч до полумиллиона рублей. Результаты исследований показали, что подобной услуги нет ни в одной страховой компании России.
***
P. S. Получить подробную информацию о видах страхования, а также оформить полис можно в любом ближайшем офисе компании "Росгосстрах".