Перейти к основному содержанию

Главная      Павел Ржевский: Водителей испортила безнаказанность

Павел Ржевский: Водителей испортила безнаказанность

В "верхах" заговорили о непростой ситуации на российских дорогах. Это значит - все, дальше некуда, надо что-то делать. В июне в Совете Федерации и Государственной Думе состоялись парламентские слушания по безопасности дорожного движения. Мы беседуем с их участником заместителем начальника У ГИБДД Нижегородской области Павлом Ржевским.

- Павел Николаевич, неуклонный рост числа ДТП стал уже вроде как само собой разумеющимся, одна авария страшнее другой... Что вообще происходит на дорогах России?

- А происходит вот что: за последние 10 лет в стране зарегистрировано около 2 млн. ДТП, в результате которых на российских дорогах более 350 тыс. человек погибли и почти 2,2 млн. получили ранения и увечья. Вдумайтесь: это равно населению крупного субъекта нашей страны.

- Понятно, что такое положение дел - лишь следствие вполне конкретных причин. Такое ощущение, что некогда стройная система обеспечения безопасности дорожного движения кем-то расшатана, развалена. Как будто специально...

- Дело в том, что за последние 10 лет проблемами обеспечения безопасности дорожного движения в нашей стране по большому счету никто не занимается. А это громадный комплекс мероприятий. Например, реконструкция существующей дорожной сети, строительство новых дорог. В Европе на тысячу жителей в среднем приходится 350 автомобилей, в России - около 290. То есть, можно сказать, выходим на европейский уровень. А что у нас с дорогами? Понятно, что на решение этой проблемы нужны громадные деньги. Но есть более простой и эффективный способ сдерживания уровня аварийности - грамотное законодательство.

- Судя по всему, действующие законы этот уровень не то что не сдерживают, а, скорее, наоборот...

- С 1 июля 2002 года вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях. Будем говорить прямо: действуя в соответствии с ним, мы потеряли механизм воздействия на нарушителя. Перестал работать принцип неотвратимости наказания. До 2002 года уровень взыскания штрафов составлял 98 процентов. При этом не так важен размер штрафа. Главное, каждый нарушитель знал, что не уйдет от ответственности. С введением нового административного законодательства собираемость штрафов начала стремительно падать, и, как было объявлено на парламентских слушаниях, на сегодня составляет лишь 15 процентов. Кроме того, эти мизерные штрафы просто невыгодны государству. Чтобы взыскать с гражданина, скажем, 50 рублей, пока суд да дело, затрачивается 500. Кстати, в Англии, например, только за то, что водитель не пристегнулся ремнем безопасности, штраф составляет 2 тысячи фунтов стерлингов. Это около 4 тысяч долларов. Нет воды в бачке омывателя - штраф 50 фунтов. У нас же на это вообще внимание не обращается. А выступи с инициативой об увеличении штрафов - тут же пойдет волна: ой, штрафы высокие, люди бедные, как же они будут платить? Но такая постановка вопроса изначально неправильна. Прежде всего, никто не заставляет водителей, равно как и пешеходов, нарушать правила дорожного движения. Ощущение безнаказанности, излишне либеральное отношение судов к нарушителям - вот что породило сегодняшнюю ситуацию на дорогах. Пренебрежение правилами дорожного движения стало нормой поведения. Каждое шестое ДТП совершается водителями, не имеющими прав, половина происшествий связана с превышением скорости и выездом на встречную полосу, каждое десятое - пьяный за рулем. Кстати, за управление в пьяном виде суды лишают прав только 15 процентов нарушителей, остальные почему-то отделываются лишь штрафами. И... снова садятся за руль в нетрезвом состоянии.

- Судя по всему, пришло время задать наш извечный вопрос: что делать?

- Только ужесточать законодательство. Об этом говорили все выступавшие на парламентских слушаниях. В частности, речь шла о необходимости возвращения к балльной системе учета нарушений: набрал за год 15 баллов - лишаешься права управления. Мы стремимся к приведению законодательства в соответствие с европейскими нормами. Так что же? В Европе балльная система действует с большим успехом. В России она была отменена в 2000 году, что, на мой взгляд, было чистой воды популизмом. Результаты не заставили себя ждать: сразу же начался стремительный рост ДТП. Судя по настрою участников парламентских слушаний, какие-то движения в сторону изменения законодательства все же должны начаться. Медлить больше нельзя.

- Павел Николаевич, а как вы относитесь к такому явлению, когда сотрудники ГАИ... ну, скажем, взимают "штрафы", которые нигде не фиксируются?

- Я понял. Между прочим, водители сами нередко провоцируют инспектора на взятку. А на службу в ГАИ люди не с Луны прилетают. Приходят обычные люди, с достойными характеристиками из армии, с прежнего места работы. У нас есть контрольно-профилактический отдел. Сигналы о мздоимстве проверяем, от недобросовестных сотрудников избавляемся. Доходит и до привлечения к уголовной ответственности. Водителям совет простои: на намеки не реагируйте, денег не давайте. Или можно еще проще: соблюдайте правила дорожного движения.

- Говоря о необходимости изменений, нововведений, не обойдешь вниманием вопрос, вызвавший жаркие, до сих пор не утихающие споры. Я об "автогражданке". С момента ее введения прошло достаточно времени, чтобы делать первые выводы. Что скажете?

- В РФ на сегодня застраховано около 90 процентов транспортных средств. Мыс самого начала выступали за введение системы обязательного страхования автогражданской ответственности. Это цивилизованный способ решения спорных вопросов. Другое дело, что нагрузка на наших сотрудников сильно возросла, особенно на подразделения дознания. К сожалению, на сегодня у страховых компаний нет единого пакета документов: этому такую справку дай, тому - другую. Это дополнительные сложности. Кроме того, хотелось бы, чтобы при совершении незначительных ДТП водители сами рисовали схему и двигались к ближайшему подразделению ГАИ, не дожидаясь наших сотрудников на месте, не создавая пробки. Это мировая практика. Надеюсь, в скором времени она распространится и у нас. И еще: сейчас создается институт аварийных комиссаров, которые будут работать во взаимодействии со страховыми компаниями. Это должно облегчить нам работу.

- Как сотрудники областного УГИБДД будут отмечать профессиональный праздник?

- Проведем торжественное собрание, отличившихся сотрудников наградим. В целом же это будет для нас обычный рабочий день, как всегда. Так что водителям советую не расслабляться.

***

фото: