Перейти к основному содержанию

Главная      "Безнаказанность - страшная вещь"

"Безнаказанность - страшная вещь"

Сегодня мы завершаем публикации выступлений на парламентских слушаниях "Об оптимизации правового обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации", организованных Комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации РФ.

Слово мэру Москвы Юрию ЛУЖКОВУ.

Дорожное движение в Москве значительно ухудшилось. Сегодня в городе эксплуатируется около трех миллионов автомобилей. Причем за последнее время ежегодный прирост -более 200 тысяч единиц. Радикально-кольцевой режим построения города, девять железнодорожных вокзалов, их территориальное размещение и многое другое создают сложную для движения обстановку и вызывают необходимость строительства новых магистралей, мостовых переходов, многоуровневых развязок.

К сожалению, ликвидация дорожного фонда, который до 2002 года являлся регулярной финансовой законной основой для строительства и развития дорожной сети, привело к тому, что сегодня эта работа стала делом вкуса Министерства финансов. Даст оно деньги -строительство дорог будет, если нет - можешь, как говорится, оперировать только тем, что до настоящего времени создано. А то, что создано до настоящего времени, абсолютно не соответствует ситуации постоянно увеличивающегося количества транспорта.

Даже ускоренное введение третьего кольца такого эффекта, который мы хотели бы получить, не дало.

Мы должны равным образом говорить и о том, что специфика управления дорожным движением в перенасыщенном транспортом мегаполисе фактически не учтена в действующих федеральных законах.

Нормативные законодательные подзаконные акты не обеспечивают неукоснительного соблюдения принципа неотвратимости наказания за нарушение Правил дорожного движения. Следствием существующей работы по взиманию штрафов является эта абсолютно страшная для нас вещь - безнаказанность, значит, приглашение к повторению.

Наглядным свидетельством неблагополучного положения дел в области борьбы с нарушениями Правил дорожного движения служит рост числа дорожно-транспортных происшествий. По сравнению с 2002-м в 2003 году количество зарегистрированных, подчеркиваю, дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 2, 5 процента, при этом число погибших - на 5 процентов. Особую тревогу вызывает увеличение количества случаев гибели детей.

Водитель, управляющий автомобилем в Москве, постоянно испытывает стресс. В этих условиях необходимо создать для водителя благоприятную информационную среду, чтобы выбор режимов и направлений движения осуществлялся быстро и без напряжения.

Сейчас в крупных городах других стран уже давно работает электронная система, которая показывает направление движения. Ничего этого у нас нет. А мы говорим об оптимизации.

Что предлагается. Увеличить объемы дорожно-мостового строительства за счет средств территориального дорожного фонда, который формируется на основе налоговых отчислений, как это было до 2000 года. Как показали итоги работы дорожной отрасли за 2003 год, новая налоговая система, предусматривающая измененные условия финансирования, себя не оправдала. Объемы дорожно-строительных работ снизились по сравнению с 2000 годом в 2, 5 раза. Я, будучи членом Совета Федерации, на большой трибуне выступал категорически против этих решений по отказу от дорожного фонда. Сейчас мы с вами, потеряв четыре года на этом важнейшем направлении, начинаем понимать, что дороги - это не только движение транспорта, дороги в России - это темп жизни страны. И если хотите, дороги в России - это темп развития страны. А у нас все сделано для того, чтобы понятие "дураки" и "дороги" стали синонимами. Начали заниматься дорогами, дураки решили, что могут остаться в стране в одиночестве, и не дали строить дороги.

Второе. Увеличить размеры штрафов за нарушение Правил дорожного движения, в том числе за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств. У нас дело доходит до того, что определенный контингент водителей ставит машину поперек трамвайных путей. Я серьезно говорю, ничего не придумываю. И вот мы начинаем задавать сами себе вопросы: а можно ли убрать эту машину с трамвайных путей? Почему мы эти вопросы до сих пор задаем? Потому что в кодексе одной статьей эвакуаторы разрешены, а в другой статье они запрещены. Как к этому относиться?

Третье. До сих пор в федеральном законодательстве не решен вопрос о парковках.

Решение такого вопроса на законодательном уровне дало бы возможность создать систему размещения транспорта в городах. Безналичная оплата услуг обеспечивала бы прозрачность прохождения денег, а порядок парковки значительно повысил бы пропускную способность улиц, причем без существенных капитальных вложений. Одновременно следовало бы ввести административную ответственность за нарушение правил пользования платными парковками, включая неуплату денежных средств за пользование парковкой, и законодательно определить порядок создания везде специальной парковочной инспекции. Во всех государствах это организовано.

Одновременно нужно радикально поменять отношение к ответственности за невыплату штрафов. В том числе создать механизм, который позволял бы автоматически накручивать проценты за это. Нам не нужно многие вещи придумывать. Это все существует в странах с насыщенным автомобильным движением.

Четвертое. Для сокращения времени оформления дорожно-транспортных происшествий и нахождения поврежденных автомобилей на проезжей части надо исключить требование обязательного оформления ДТП инспектором Госавтоинспекции, если пострадавших нет, если участники ДТП имеют полюсы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Пятое. На уровне федерального законодательства следует регламентировать порядок предоставления бесплатного эфирного времени на радио и телевидении для пропаганды безопасного передвижения участников дорожного движения и для информации о том, где сейчас проще было бы проехать и, наоборот, где посложнее складывается ситуация.