Перейти к основному содержанию

Главная      "Автогражданка" докатилась до Конституционного суда

"Автогражданка" докатилась до Конституционного суда

Во вторник Конституционный суд (КС) приступил к проверке нескольких положений закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" (ОСАГО). Судьи должны решить, кто прав - страховые компании или автомобилисты, считающие себя жертвами страховщиков. Признать закон об ОСАГО неконституционным потребовали группа депутатов Госдумы, законодатели Алтая и Волгограда, а также гражданин Сергей Шевцов. Автомобилисты ждали такого запроса в КС давно, но эта инициатива вряд ли им поможет. Если внимательно изучить суть претензий разнокалиберных депутатов, то возникает подозрение: они не стали утруждать себя поиском действительно спорных положений закона. Они просто настаивают на его отмене. Так, вызывает массу вопросов утверждение истцов о "недопустимости принуждать граждан к заключению договора страхования". Это, с их точки зрения, "ущемляет имущественные права граждан", а для отдельных их категорий (например, пенсионеров) применение этого закона "приводит к лишению права пользоваться имуществом, поскольку отсутствие полиса ОСАГО равно запрету на пользование своим автомобилем".

Однако, как уверяют эксперты, "принуждение" к страхованию и пострадавшие пенсионеры - разные вещи. В одном случае оспаривается право государства защитить пострадавшего автомобилиста от виновника ДТП, не имеющего в кармане ни копейки. В другом - банальная недоработка закона, из-за которой пенсионеру приходится выкладывать за страховку треть пенсии.

- К Конституции это никакого отношения не имеет. Кроме того, парламентарии, похоже, забыли о том, что с "принуждением" к страхованию они сталкиваются при полетах на самолетах или путешествиях за границу (в этих случаях "принуждение" уже не выглядит плохой затеей), - говорят эксперты.

Депутатам нельзя отказать в здравомыслии при пересмотре тарифов для тех, кто ни разу не участвовал в ДТП. Парламентарии правы и по поводу того, что страховка не гарантирует владельцам автомобилей полного возмещения ущерба. Зато весьма сомнительной выглядит претензия о том, что, мол, раньше граждане имели возможность застраховать машину в полном объеме, а сейчас нет.

- Несмотря на продолжающуюся полемику - закон работает! - уверен вице-президент Росгосстраха Игорь Игнатьев. - Это подтверждает статистика. Теперь при ДТП его участники все реже прибегают к "полюбовному" или, наоборот, "силовому" решению проблем. Пострадавшие стали получать компенсации за нанесенный ущерб. За первый год действия закона заявлено 534 тыс. страховых случаев. Из них урегулировано почти 434 тыс. (81, 2%).

Пока не ясно, каким будет решение КС. Практика показывает, что подобные запросы обсуждают 1 - 1, 5 месяца.