Перейти к основному содержанию

Главная      Страховщики не могут сосчитать мошенников

Страховщики не могут сосчитать мошенников

Сибирские страховщики с участием специалистов Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) провели в Новосибирске совещание по проблемам реализации Закона об обязательном страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

Как известно, Закон об ОСАГО вступил в силу 1 июля 2003 года. По состоянию на 31 декабря минувшего года обязательным страхованием автогражданской ответственности занимались 169 российских компаний, которые собрали 49, 291 млрд рублей премий и выплатили 18, 5 млн рублей возмещения. За год было заключено более 26 млн договоров по "автогражданке" , урегулированы почти все из миллиона заявленных страховых случаев. Выплаты составили 37, 5 % от поступлений, средняя выплата - 20, 5 тыс. рублей. На долю двадцати компаний - лидеров по объему страховых поступлений пришлось 78, 6 % от всей премии по ОСАГО за 2004 год. Двадцать компаний - лидеров по выплатам выплатили 80 % всего возмещения по автогражданке, сообщает информационный центр МАСС.

Участники заседания обсудили основные направления взаимодействия страховых компаний при урегулировании убытков, вопросы применения страховщиками коэффициента бонус-малус (скидка на стоимость полиса за безаварийную езду), судебную практику при урегулировании убытков, проблемы связанные со страховым мошенничеством.

Сегодня на рынке страховых услуг в Новосибирске работают десятки компаний. Но до сих пор многие из них не могут договориться между собой, а также с органами власти, чтобы сделать рынок ОСАГО более цивилизованным. Ряд важных мероприятий, которые страховщики планировали осуществить, так и не были воплощены в жизнь. В частности, страховые компании, участвующие в ОСАГО, до сих пор не создали единую базу данных автовладельцев, в том числе базу данных виновников ДТП. По словам Вадима Федорова, председателя комиссии Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков, в ГАИ сегодня есть учет дорожных аварий, но это - электронный учет только дорожных происшествий с тяжелыми последствиями, в результате которых есть погибшие и получившие телесные повреждения. Мелкие столкновения тоже регистрируются, но только в журналах районных отделений ГАИ. Общей базы данных, где бы значились все недисциплинированные участники дорожного движения, пока не существует ни в Госавтоинспекции, ни у страховщиков.

Из-за отсутствия единой базы учета всех аварий, их виновники страхуются каждый раз в новой фирме. Многие страховые компании, стремясь расширить свою клиентуру, даже и не пытаются отслеживать страховую историю новоприбывших автовладельцев. В итоге аварийные водители имеют прекрасную возможность избежать применения к ним повышающих коэффициентов по так называемой системе бонус-малус. Поэтому, по признанию самих страховщиков, система повышающих коэффициентов сегодня не работает.

Как заявил на совещании руководитель представительства Российского союза автостраховщиков (РСА) в Сибирском федеральном округе Владимир Голубков, сегодня решен вопрос только по одной единственной базе - это информационная база "Спектр" по противодействию мошенникам. Совмещение этой базы с базой Интерпола, заявил Владимир Голубков, позволило найти 65 угнанных автомобилей. Есть прецедент выявления мошенника, который только за один год получил от разных компаний 43 страховых выплаты. Это, конечно, капля в море. Пока новосибирские страховые компании не могут напрямую пользоваться услугами "Спектра". Однако наши страховщики самостоятельно выявляют недобросовестных клиентов, которые не прочь смошенничать на "автогражданке".

Впрочем, добросовестных страхователей проблема мошенничества волнует меньше всего. Куда больше автовладельцев возмущает громоздкость и запутанность системы возмещения ущерба. Пострадавшие в ДТП автовладельцы обвиняют страховые фирмы в том, что они обычно стремятся занизить суммы страховых выплат. Оформление же документов на возмещение ущерба превращается в "хождение по мукам". В итоге идея обязательного страхования сильно дискредитируется в глазах населения. Как итог - доверие к страховым компаниям падает, граждане не желают добровольно страховаться. Не удивительно, что затея страховых компаний привлечь население через ОСАГО к другим видам добровольного страхования с треском провалилась.