Перейти к основному содержанию

Главная      Страхование Как заработать миллион

Страхование Как заработать миллион

"Круглый стол", инициаторами которого выступили представительство Российского союза автостраховщиков в Уральском федеральном округе и страховая компания "Северная казна" из Екатеринбурга, прошел на минувшей неделе в центре международной торговли.

Спектр рассматриваемых вопросов был достаточно широк - это проблемы выплат и обслуживание клиентов в страховых компаниях, взаимодействие страховщиков с ГИБДД, роль и место аварийных комиссаров, добросовестность всех участников страхового рынка. Пока, как показывает практика, проблем здесь хватает.

Дискуссия началась с актуального на сегодняшний день вопроса - зачем нужны страховые компании и как они платят по счетам.

Платят, и еще как, в один голос утверждают страховщики. Вот несколько цифр. В 2004 году в целом по России было заключено 26 миллионов договоров, собрано 49, 3 миллиарда рублей страховой премии, урегулировано свыше 900 тысяч страховых случаев из одного миллиона заявленных, выплачено 18, 5 млрд. рублей. В Уральском федеральном округе собрано 4 138 млн. рублей, выплачено 2 228, 3 млн. рублей, выплаты составили 53, 8%. Что касается Тюменской области, то здесь собрано 1 452, 3 млн. рублей, выплачено 871, 3 млн. рублей. Процент выплат составил соответственно 59, 9%.

Сергей Окунев, представитель страховой компании "Росгосстрах-Урал", заявил, что их компания уже выплатила свыше 350 миллионов рублей, и наибольший процент выплат - 60-70% - приходится на областной центр. Нерентабельными считаются большинство филиалов, работающих в Сургуте, Ханты-Мансийске, Салехарде. Коллегу поддержал Сергей Горобей, представитель СК "Ресо- гарантия". По его словам, выплаты по страховым случаям являются весьма значительными, они составляют 60-75% от собранных средств. Елена Жданова, представляющая страховую компанию "Афес", говорила о низком уровне страховой культуры, и о том, что нередки случаи, когда страхователи не осознают, что же является страховым полем. К примеру, сказала она, владельцы коммерческих автобусов, попавшие в ДТП, порой требуют от компании компенсации упущенной выгоды.

Едины участники "круглого стола" были и в том, что слишком низкий страховой тариф используется в северных территориях, а также в городах-спутниках (это обусловлено небольшой численностью населения), хотя в дорожно-транспортные происшествия жители этих территорий, как правило, попадают в крупных городах, где интенсивность движения значительно выше.

Но стоит ли ждать уменьшения количества аварий? Вряд ли - слишком еще низка дисциплина водителей на дорогах, к тому же, по словам начальника отдела административной практики и дознания областного управления ГАИ-ГИБДД Сергея Важенина, с каждым годом средств передвижения становится все больше и больше. А ограниченная пропускная способность улиц больших городов как раз и приводит к значительному количеству ДТП.

Обсудили собравшиеся и вопрос, почему компании платят мало и порою так долго. Однозначно ответить на него нельзя. Проволочки возникают как по вине страховщика, так и по вине страхователя. Много времени уходит, к примеру, на проведение повторной экспертизы. Задержки решений по выплатам могут возникнуть и в случае невозможности определения виновника аварии, к примеру, на перекрестках, когда при отсутствии свидетелей каждый заявляет, что ехал на зеленый свет. Тогда все определяет суд, который, как известно, с выводами не спешит.

Да и страховых случаев становится все больше. Как отметил, в частности, С.Горобей, "Ресо-гарантия" начинала работать, разбирая по 30-40 страховых случаев в месяц, сейчас же их количество возросло до 150. Причем, подчеркнул он, в каждой компании могут рассказать о случаях с явными признаками мошенничества. Затронув эту тему, представители компаний стали приводить примеры, когда недобросовестные владельцы транспортных средств пытаются не совсем корректно вести себя и в отношении своего "железного друга", и той компании, где в свое время приобретался полис. При отсутствии единой информационной базы сделать это опытным профессиональным мошенникам не сложно.

Но пока нет единой информационной базы заключенных договоров по ОСАГО, не работает и система "бонус-малус". Почему же, видя острую необходимость ее создания, страховое сообщество не торопится с этим? Скорее всего, это нежелание раскрытия своего страхового портфеля. Пока же такой базы данных не будет, компании будут продолжать выплачивать деньги тем, кому они не положены. В масштабах России, по некоторым оценкам, эта сумма составляет порядка 3 млрд. рублей в год. Конечно, недобросовестные клиенты бывают во всем мире, и не только у страховщиков - есть они и у банков, и даже при получении пособий по безработице, чего уж говорить об автогражданке. Тем более нужно объединяться, считают представители компаний, и развивать собственные службы безопасности.

В конце встречи Александр Меренков, генеральный директор СК "Северная казна", призвал представителей страховых компаний активнее инициировать и обсуждать поправки к закону, тем более, что координационный совет при губернаторе области всегда открыт для законодательной инициативы. Как отметили страховщики, закон "сырой" и нуждается в ряде доработок. Это касается, в частности, коэффициентов в ряде регионов. Имеют страховые компании "зуб" и в отношении водителей такси, которых считают своего рода "камикадзе" на наших дорогах из-за низкой культуры вождения. По мнению участников "круглого стола", нужно урегулировать систему скидок для добросовестных водителей и, наоборот, увеличивать сумму страховки для тех, по чьей вине возникают ДТП.

В общем, сегодня, по прошествии полутора лет действия закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, в нем еще немало узких мест. Не говоря уже о том, что неплохо бы поменять саму идеологию закона и страховать именно автогражданскую ответственность, то есть "привязывать" все тарифы, коэффициенты и проч. не к "железу", а к человеку...