Перейти к основному содержанию

Главная      Новости. За страх, а не за совесть

Новости. За страх, а не за совесть

Первого апреля отечественным водителям, похоже, будет не до шуток. Если к тому времени в нормативной базе не произойдет изменений, нерадивых в случае отсутствия у них обязательного для всех владельцев транспортных средств страхового полиса гражданско-правовой ответственности сотрудники ГАИ будут штрафовать. Водителей, которых можно будет подвергнуть наказанию гривней, видимо, останется немало — даже в столице спасительную бумажку до сих пор получили всего двадцать процентов автовладельцев. Многие надеются, что закон об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности вообще отменят, как уже случалось когда-то (что вполне вероятно — в Верховной Раде с таким предложением зарегистрировано сразу несколько законопроектов). Или, по крайней мере, формулировка "обязательное" к тому времени изменится на "добровольное". Да и как с нашим прожиточным уровнем всех автовладельцев можно заставить сразу зажить по правилам объединенной Европы, где этот вид страхования уже давно стал обязательным? Поэтому не удивительно, что в обществе горячие дискуссии продолжаются до сих пор, хотя закон и сказал свое слово: страхователям приходится упорно убеждать участников дорожного движения в преимуществах указанного мероприятия, а "несознательные" водители столь же упорно не спешат страховаться.

В столичном Украинском доме собрались на пресс-семинаре генераторы Закона "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств", которые в очередной раз приводили аргументы в пользу своего детища. Согласно утверждениям президента Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Владимира Романишина, во многих странах мира такой вид страхования имеет давние исторические традиции, там он уже давно обязателен, а пионером в этом плане в 1929 году стала Швеция. Шаг этот был обусловлен несколькими обстоятельствами.

Во-первых, транспортное средство — источник повышенной опасности. Нормы гражданского законодательства большинства стран мира определяют именно владельца транспортного средства ответственным за причинение вреда здоровью или имуществу других (третьих) лиц, кроме случаев, когда дорожно-транспортное происшествие произошло вследствие непреодолимых обстоятельств. То есть гражданская ответственность водителя транспортного средства перед третьими лицами наступает почти всегда в случаях ДТП.

Во-вторых, такие гражданско-правовые отношения касаются всего общества. Они носят массовый характер, ибо участником дорожно-транспортного происшествия потенциально может быть каждый гражданин.

В-третьих, отсутствие достаточных средств у владельца (водителя) транспортного средства не обеспечивает своевременное и полное возмещение причиненных убытков потерпевшему. Таким образом, именно механизм обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев позволяет создать надежную систему социальной защиты как третьих лиц-потерпевших, так и владельцев транспортных средств.

Разработчики закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности утверждают, что внедрение в Украине новых правил — ключ к дальнейшей евроинтеграции нашего государства. Вдобавок, ожидается, что это разгрузит судебные инстанции — в прошлом году в среднем по Украине на каждого государственного исполнителя на месяц приходилось 103 исполнительных документа. Это вдвое больше, чем он физически способен осилить.

Большинство автовладельцев смогут хоть как-то решить вопрос о возмещении убытков. А если, говорилось на пресс-семинаре, принять во внимание дифференцированную систему уменьшения страховых платежей за безаварийную эксплуатацию транспортных средств, можно реально добиться повышения дисциплины на дорогах.

***

фото: