ВСТАНЬТЕ В ОЧЕРЕДЬ ГРАЖДАНИН!
Велика Россия, а главная примета у нее одна.
Нет, не "дураки и дороги", как принято считать, и не то, что в ней "воруют", как подмечал ее великий историк Николай Карамзин. Неизбывная примета России - ОЧЕРЕДЬ.
Это умозаключение я услышал в поликлинике областного геронтологического центра, где стоял на прошлой неделе в очереди в регистратуру. Размышлял об особенностях Отечества нашего старый профессор ННГУ, попросивший из природной интеллигентности не называть его имени: "Скажут, брюзжит профессор! " Мне же его брюзжание показалось скорее обобщением нашего исторического опыта, настолько усвоенного всеми и каждым, что мы принимаем его если не как должное, то как неизбежное.
Я, во всяком случае, не помню периода своей жизни, когда бы не приходилось вставать в какую-либо абсолютно бессмысленную очередь. Бессмысленную не для меня, а устроенную вопреки здравому смыслу. Вот и в хвосте очереди в регистратуру мы торчали с профессором абсолютно напрасно, потому что никто из служащих некогда элитной "спецбольницы" не догадался разместить на видном месте элементарное предупреждение: "За рецептами на бесплатные лекарства надо обращаться к участковому врачу по месту жительства". Это же исполнители трижды неладного закона о монетизации льгот должны были довести до сведения населения задолго до того, как инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и прочие "федеральные льготники" пустились по привычным им адресам и отнюдь не только в районные поликлиники.
Многочасовые очереди в поликлиниках за рецептами и столь же утомительные стояния у "специализированных" окошек аптек за тем, чего в них еще нет, лишь последний из ярких примеров возведенной в норму неустроенности нашего бытия. Неустроенности нарочитой, сотворенной не только по глупости или по нужде, но и из удовольствия унизить посетителя своей значимостью.
Например, очереди льготников за лекарствами устроены по неразумению разработчиков и исполнителей федерального закона N 122, не сумевших просчитать последствия решения отдать обеспечение 12 миллионов граждан в прокрустово ложе ограниченного числа лечебно-поликлинических учреждений и нескольких аптек на район. Похоже, только председателю ЗС НО Евгению Люлину пришла в голову здравая мысль автоматизировать выписку рецептов, что и сделано с помощью областного отделения партии "Единая Россия" - пока, правда, лишь в поликлинике N 34 Советского района. Эта же автоматизированная система позволяет людям старше 60 лет не торчать в очередях и за получением талончика на прием к врачу. Еще в четырех поликлиниках того же района и по инициативе тех же людей талон к врачу можно, получить по телефону. Почему в подобных делах не замечен Минздрав области, вполне объяснимо: там заняты реформированием системы здравоохранения как таковой, и его чиновникам не до забот о конкретных людях. Не их это "уровень"!
А вот очереди в ЖЭУ за всевозможными справками и выписками из лицевых счетов и домовых книг - явно по нужде, потому что практически все подобные конторы, обслуживающие нередко не одну тысячу семей, ютятся в тесных углах 2 - 3-комнатных "хрущоб".
Пример же того, как показать свою значимость, равно как и безразличие к людям, легко увидеть в конторах Энергосбыта или Облгаза, где в редкий день не теснятся в коридорах десятки, а то и сотни соискателей все тех же льгот или разрешений. Наши "носители тепла и света" превратились в постсоветские годы в богатейших монополистов, и тех, на чьи деньги живут, они считают достойными лишь душного коридора, за какой бы бумагой ни пришел к ним человек.
Неуважение к защитникам Отечества, к ветеранам труда, к налогоплательщикам да и вообще к гражданам, если только они не представляют некое "первое лицо", -характернейшая особенность России. Будь это иначе, люди, принесшие 60 лет назад великую победу над фашизмом, давно бы - еще десятилетия назад - не знали, что такое ютиться под гнилым потолком и с "удобствами на улице", не стояли бы в очередях на установку телефона и т.д. и т.п. Будь это иначе, в полуторамиллионном Нижнем не ходил бы всего лишь один автобус, в который можно вкатиться на инвалидной коляске. А 100-тысячная Гатчина стыдилась бы показывать на весь мир единственную подобную маршрутку. У нас же все это возводится в степень чиновничьей или депутатской доблести.
Между тем все, чего коснется рука отечественного чиновника, будет усложнено до полного издевательства над здравым смыслом. Давным-давно во всем цивилизованном мире введено страхование автогражданской ответственности, и система уже настолько отлажена, что при легких ДТП действует автоматически: его участникам достаточно обменяться карточками своих страховых компаний. Мы же, как всегда, пошли "своим путем". Наши широко расплодившиеся страховщики протащили через правительство РФ и Госдуму такой закон, по которому с вас охотно возьмут деньги и заставят пройти кругами унизительных очередей и ожиданий, если вдруг случится " получить что-либо с них. Ни один страховой агент не поедет к вам на место происшествия.По закону вы должны вызвать ГАИ и не трогаться с места, даже если ждать инспектора придется не один час.
Моя соседка, мать двоих малолетних детей, на днях просидела в машине в ожидании ГАИ пять часов. "Иначе инспектор проедет мимо", -объяснил дежурный офицер УГИБДД. "У меня дети одни дома, может человек позвонить, когда подъедет, машина ведь стоит под окном", - попыталась объяснить свое положение молодая мать. "Никто вам звонить не будет", - был ответ. Когда наконец она дождалась двух инспекторов Нижегородского райотдела ГАИ, они за пару минут составили схему происшествия и велели хозяйке побитой машины немедленно ехать "на разбор" в райотдел. Там строгий лейтенант, не утрудив себя разглядыванием схемы, приказал явиться через день за справкой. В назначенное время на выдачу справки у него ушла ровно минута. Все. Поезжай теперь в роскошный офис страховой компании "РЕСО" за возмещением ущерба, благо он невелик. Не тут-то было! "А почему в ГАИ вам не заполнили справку по форме N 1.1? " -спросили страховщики. Потом были поездки к оценщику, в автосервис для записи на очередь, снова в "РЕСО" и т.д. Короче, задели машину во дворе 1 марта. И до сих пор она так и бегает с вмятиной на заднем крыле и разбитой блок-фарой.
В столь подробное описание страховой мороки я пустился лишь для того, чтобы еще раз показать, сколь ничтожно у нас право человека на элементарное уважение его достоинства даже там, где за это берут с него огромные в сравнении с собственными затратами деньги. А разница эта такая: в прошлом году страховщики России получили от автомобилистов за "автогражданку" 49 миллиардов рублей. Выплатили по страховым случаям 19 миллиардов. 30 миллиардов рублей дохода вполне достаточно, чтобы проплатить дальнейшее усложнение закона. Тогда многие просто не станут требовать с них возмещения мелкого ущерба, посчитав, что это себе дороже. А "птичка клюет по зернышку".
В общем, встаньте в очередь, гражданин. Чтобы услышать: "Вас здесь не стояло! "