ДАЖЕ ИМЕЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПОЛИС, ИНОГДА ВЫГОДНЕЕ РАСПЛАЧИВАТЬСЯ ЗА МЕЛКОЕ ДТП САМИМ, НЕЖЕЛИ ОБРАЩАТЬСЯ В СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ
Вынудив страховщика заплатить пострадавшему пусть совершенно незначительную сумму, в следующем году вы выложите за страховку уже в два раза больше
Справка "ФАКТОВ"
Степень износа эксперты страховщиков определяют, исходя из соотношения рыночной цены пострадавшего автомобиля и стоимости аналогичной новой машины. Если модель уже не выпускается, сотрудники отдела по урегулированию убытков ориентируются на цену его ближайшего современного аналога. Скажем, речь идет об оценке ущерба, понесенного хозяином старенького "Фольксвагена Гольфа". Естественно, цена нынешнего "Гольфа V" и продававшегося десять лет назад "Гольфа III" серьезно отличается - современные машины более совершенны, богаче укомплектованы, больше в размерах. Чтобы понять, сколько мог бы стоить новый "Гольф III" сейчас, используют коэффициенты, указанные в специальном справочнике. К примеру, если цена "Гольфа V" - 22 тысячи долларов, то его "дедушка" - новый "Гольф III" - мог сегодня стоить тысяч четырнадцать. Теперь определим степень износа реального автомобиля. Машине уже десять лет, и ее рыночная цена - тысяч шесть. Значит, падение стоимости, или, иными словами, степень износа машины, составляет 57 %. В этом случае за разбитые запчасти хозяин "Гольфа" получит лишь 43 % их стоимости (автомобили старше 12 лет автоматически считаются изношенными на 70 %).
Тарас ТКАЧУК "ФАКТЫ"
Обязательное страхование - вещь, в общем, полезная. Водителям говорят: если вашу машину разобьют, вы гарантированно получите возмещение от страховой компании виновника аварии. Правда, страховщики не афишируют тот факт, что ремонт потерпевшему оплатят... лишь частично. А по мелочам в страховую компанию лучше не обращаться - обойдется себе дороже.
Первое, что нужно знать: обязательный полис гражданско-правовой ответственности покрывает ущерб лишь в определенных лимитах - убытки возместят, если они не превышают 25 тысяч гривен, а расходы на лечение или похороны выплачиваются до 51 тысячи. Плюс еще пять процентов можно получить со страховой компании через суд за моральный ущерб. Иными словами, если вы разбили "мерседес" на 30 тысяч гривен, пять из них придется платить самому.
Во-вторых, даже в пределах лимита страховая компания оплачивает не всю сумму. Есть еще франшиза - 510 гривен, которую в любом случае надо выложить из своего кармана. Если вы врезались в ВАЗовскую "девятку" и разбили ей фару и бампер (ущерб в этом случае составляет примерно 420 гривен), обращаться в страховую компанию не имеет смысла. Там вам ответят: все, что меньше франшизы, плати, дорогой, сам. Писать заявление страховщику при мелкой аварии (когда речь идет о поцарапанном крыле или бампере) не стоит еще по одной причине. В законе об обязательном страховании прописана система поощрений-наказаний для водителей (страховщики называют ее бонус-малус). Суть ее состоит вот в чем: если человек ездит без аварий, в следующем году страховка ему обойдется дешевле на пять процентов. Если же он "отличился" и заставил компанию раскошелиться хотя бы на три копейки, следующий полис проштрафившемуся водителю на законных основаниях (в любой страховой компании) продадут дороже на 55 процентов! А если вас угораздило обратиться за возмещением дважды, то через год придется выложить за новую страховку почти в два с половиной раза большую сумму.
Прикинем, во что это может вылиться, если, к примеру, у вас легковушка с двигателем до 1, 6 литра, вы живете в областном центре с населением от полумиллиона до миллиона жителей, имеете приличный водительский стаж (более 10 лет) и хотите оформить полис только на себя и свою машину. В этом случае страховка будет стоить примерно 150 гривен (правда, Госфинуслуг недавно опубликовал таблицы максимальных и минимальных тарифов, согласно которым минимальная цена такого полиса составляет 186 гривен). Но, побывав в течение года в ДТП дважды (по вашей вине), в следующем за обязательный полис вам придется заплатить уже около 375 гривен. Для киевлянина на иномарочке, у которого сумма страховки и так немаленькая (гривен 500), "штрафная страховка" обойдется уже в 1250 гривен. Вот и выходит: киевлянин два раза кого-то поцарапал и раскрутил при этом страховую компанию на 200-300 гривен, а его за это "наказали" на 750 гривен!
Поэтому, прежде чем после аварии вызывать ГАИ, пребывая в полной уверенности, что страховщик все оплатит, задумайтесь! Если за вычетом франшизы (510 гривен) вам заплатят 100-200 гривен, стоит ли связываться со страховой компанией? К тому же стоимость ремонта ударенного вами автомобиля эксперты страховщиков посчитают с... учетом износа запчастей. Покупая обязательный полис, большинство владельцев автомобилей не обращают на этот нюанс никакого внимания. Но вот случается авария - и вы со спокойным сердцем успокаиваете пострадавшего: мол, не волнуйся, брат, у меня обязательная страховка. А потом этому парню неожиданно выдают... в два раза меньше денег, чем реально стоит его ремонт. Вы, возмущенный, мчитесь в страховую компанию, а там говорят: "Мы за свой счет ремонтировать чье-то гнилье не собираемся". И тут выясняется, что страховая компания платит только за нанесенный ее клиентом (то есть вами) ущерб, а не за восстановление машины и придание ей прежнего товарного вида! Эксперты страховщика сочли, что разбитые детали (фара, бампер и т. д.) были сильно изношены (машине-то уже лет семь) и фактически стоили в два раза дешевле, чем новые. А значит, страховая компания платит только половину стоимости запчастей, необходимых для ремонта. Разумеется, пострадавший возмущен: где ему найти запчасти в два раза дешевле?! Конечно, можно обойти фирмы по разборке старых автомобилей, но нужных запчастей там часто нет. Да и гарантии на бэушные детали дают всего на три дня. В итоге парень вполне может подать на вас в суд, требуя доплатить ему недостающие на ремонт деньги. Так что, купив страховку (а куда деваться!), не стоит расслабляться...