«АВТОГРАЖДАНКИ» ПЕРВЫЕ ИТОГИ
Кто на страховом рынке выигрывает, а кто проигрывает?
Российская Федерация сделала еще один шаг к сближению с европейским сообществом: принят Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Подобные законы имеются во всех странах Западной Европы. Теперь и россиян, в том числе и дагестанцев, будут приучать к цивилизованным формам решения многих острых и неприятных вопросов, которые неизбежно возникают, когда случаются дорожно-транспортные происшествия. И будем надеяться, что в ближайшем будущем количество аварий на дорогах резко сократится. А это крайне необходимо. Ведь в стране на дорогах ежегодно гибнут около тридцати двух тысяч человек, в том числе в Дагестане более 400 человек. Свести эти цифры до минимума - одна из главных целей вышеназванного закона. Прошло чуть более полутора лет со дня вступления закона в силу, и год после того, как взыскиваются штрафы за отсутствие при управлении автомашиной страхового полиса - от 500 до 800 рублей. Рассказать об основных положениях Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и о первых результатах его исполнения наш корреспондент попросил у руководителя Управления «Росгосстраха» по Республике Дагестан Али Абдураупова.
- Али Набигулаевич, расскажите, пожалуйста, вкратце, каковы главные цели Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
- Одна из главных целей закона - обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств. Это необходимо для того, чтобы можно было бы гарантировать потерпевшим возмещение хотя бы минимального вреда, причиняемого им в результате дорожно-транспортного происшествия. Даже самый опытный водитель, не будучи виновным в аварии, может стать потерпевшим. Важность закона в том, что пострадавший не будет оставлен один на один с бедой. Теперь по закону он будет получать компенсацию. Если из-за аварии пострадает автомобиль - будет произведен или оплачен его ремонт. Если пострадает при аварии водитель, пешеход, пассажир - и им будет выплачена сумма средств на лечение, реабилитацию, компенсирована потеря заработка. Родственникам погибших также будет выплачена компенсация. Главная особенность заключается в том, что в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, всеми проблемами, связанными с денежными компенсациями - на ремонт чужой автомашины, на лечение пострадавших лиц и т.д., займется не сам потерпевший и даже не виновник аварии, а страховая компания.
- Наш читатель Магомед Мамаев из г.Махачкалы спрашивает: «Не понимаю, почему я должен страховать свой автомобиль? Почему меня заставляют в обязательном порядке страховать его. Разве как собственник я не имею права самостоятельно распоряжаться своим имуществом?»
- Назначение данного страхования - обеспечить возмещение ущерба потерпевшей стороне. Именно ей предназначается компенсация. Закон заставляет автовладельца страховать не свою собственность, а его ответственность перед другими участниками дорожного происшествия. Итак, если застрахованный водитель совершает аварию, страховая компания в обязательном порядке будет производить выплату компенсаций потерпевшей стороне. Компенсации виновнику ДТП законом не предусмотрены. Но, с другой стороны, теперь и он защищен от расхода значительных средств, за него это сделает страховая компания.
- Как и на каких условиях осуществляется страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств?
- На основании Федерального закона об «автогражданке» владельцы транспортных средств обязаны соблюдать условия и порядок, которые установлены этим законом, за свой счет страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения ущерба имуществу или вреда жизни, здоровью других лиц при использовании транспортных средств. Страхование осуществляется автовладельцами путем заключения со страховой компанией договора обязательного страхования. Условия этого договора должны соответствовать типовым условиям, содержавшимся в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года.
В соответствии с законом и правилами договор обязательного страхования заключается на один год. При заключении его страхователю выдаются страховой полис и специальный знак государственного образца (знак этот надлежит размещать в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля).
- Какова страховая сумма, взыскиваемая с автовладельца при заключении страхового договора и выдаче страхового полиса?
- Страховые тарифы по обязательному страхованию «автогражданки», их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации. Как установлено этим документом, базовая ставка страховых тарифов на легковые автомобили для физических лиц составляет 1980 рублей. Базовая ставка на прицепы к легковым автомобилям - 395 рублей, на такси (в том числе маршрутные) - 2965 рублей, на мотоциклы и мотороллеры - 1216 рублей.
Названным постановлением Правительства Российской Федерации установлены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территорий преимущественного использования транспортного средства.
- Предусмотрены ли скидки ветеранам войны и труда, другим категориям льготников?
- Пока скидки предусмотрены тем категориям граждан, которые получают транспортные средства через органы социальной защиты.
Им предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования. Данная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим на нее право, и еще не более чем одним водителем, который значится в полисе. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования выплачивается в установленном Правительством Российской Федерации порядке за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на социальную помощь.
- Али Набигулаевич, что должны делать участники дорожного движения, если произойдет авария? Куда они должны обращаться?
- При аварии необходимо вызвать на место происшествия работников ГИБДД. При этом на страхователя возлагается обязанность сообщить другим участникам дорожного происшествия сведения о договоре обязательного страхования. Эта обязанность возлагается и на водителя, управляющего автомашиной в отсутствии страхователя. Проинформировать о происшествии нужно и страховщика. Потерпевший представляет все документы и доказательства, а также все сведения, подтверждающие объем и характер ущерба и вреда, причиненного жизни или его здоровью. На их основании страховщик рассчитывает размер страховой выплаты, причитающейся в счет возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего и ущерба, нанесенного его автомобилю. Размер страховой выплаты при причинении ущерба имуществу рассчитывается после осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, то есть автомобиля.
Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и приложенные к нему документы, подтверждающие ущерб, в течение 15 дней со дня получения. В этот срок он обязан произвести страховую выплату или направить ему мотивированный отказ.
- А каков размер страховой суммы?
- Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тыс.рублей. Эта сумма не зависит от количества страховых случаев в течение срока действия договора обязательного страхования. Из указанных 400 тыс. рублей страховщик обязан возместить вред, причиненный жизни или здоровью нескольких потерпевших, в размере 240 тыс. рублей и не более 160 тыс. рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего. Остальные деньги идут на возмещение вреда, причиненного имуществу
потерпевших. Если их несколько, то на это пойдут все 160 тысяч рублей, если одни - то не более 120 тыс. рублей.
- Нынче в нашей республике создано многочисленное количество небольших страховых компаний и филиалов. В состоянии ли эти компании-карлики возместить ущерб пострадавшим в таких крупных размерах, когда страховая сумма в сто раз превышает страховые тарифы? К тому же имеются случаи, когда такие компании-карлики, раздав страховые полисы и получив от страховщиков деньги, исчезают. Что скажете по этому поводу?
- Я не хочу говорить о деятельности таких компаний и филиалов. Каждый страхователь сам должен решить, с какой компанией заключить договор, какой страховщик надежнее и способен возместить ущерб. На сегодняшний день лицензии на разрешение работы по «автогражданке» в России получили 104 страховые компании, большую часть которых составляют региональные и городские компании. По Южному федеральному округу лицензии получили всего три компании: «Росгосстрах-ЮГ» и две компании из Ростова. Помимо того, в Дагестане работают несколько филиалов московских и других компаний, которые также получили лицензии, но сегодня из них работают только 50 процентов. Многочисленные страховые компании-карлики, о которых вы говорите, - это те же самые филиалы московских компаний.
В настоящее время ОАО «Росгосстрах» и десять ключевых центров, входящих в систему этого открытого акционерного общества, имеют лицензии на проведение обязательного страхования автогражданской ответственности. Это сеть межрегиональных центров (в соответствии с федеральными округами) и три крупных региональных центра: «РПС-Аккорд», «РПС-Татарстан», «РПС - Подмосковье».
«Росгосстрах», куда входит и наше управление, - единственная в России компания, имеющая представительства во всех субъектах Российской Федерации. И единственная компания, которая готова производить выплаты независимо от места приобретения полиса «Росгосстраха». После принятия Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» компания «Росгосстрах» усиленно активизировала свою деятельность по его реализации: проведена реорганизация на местах дочерних компаний, открыты офисы продаж полисов, приняты и обучены новые сотрудники. Были проведены обучающие семинары для всех региональных структур «Росгосстраха». Построена уникальная инфраструктура: в европейской части страны центры урегулирования взаимоотношений размещены в 100 километрах друг от друга, а за уральским хребтом - на расстоянии 300 километров. Таким образом реально подтверждается девиз «Росгосстраха»: «Под крылом сильной компании».
Что касается нашей республики, то у нас функционируют 26 филиалов «Росгосстраха», которые охватывают все города и районы нашего горного края. В Дагестане открыты два межрайонных центра выплат. Кроме того, при наступлении страхового случая потерпевшие могут обращаться во все 26 действующих филиала «Росгосстраха» по Республике Дагестан, где они получат консультации и помощь. Такой уровень обслуживания не может предоставить ни одна страховая компания, работающая в нашей республике.
Реализация Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» должна стать «проверкой на зрелость» не только для «Росгосстраха», но и страховой индустрии Российской Федерации в целом и Республики Дагестан, в частности.
- По мнению некоторых автолюбителей, обязательное страхование автомашины - это чуть ли не грабеж среди белого дня, мягче говоря - отъем денег законными путями. Каково ваше видение этой проблемы?
- Так нельзя думать. В прошлом году заметно увеличилось число автовладельцев, изъявивших желание застраховать у нас свою гражданскую ответственность. Многих Закон удовлетворяет. Всем известно, какие трагедии разыгрываются на дорогах даже после небольших аварий. Дело доходит до рукоприкладства - водители таким образом выясняют, кто прав, а кто виноват. Ведь платить за ущерб приходится тому, кто виновен. Мы уже не говорим о том, как тяжело пострадавшему добиться возмещения ущерба, нанесенного его автомобилю. Годами приходится выбивать «по капле» долг.
- Али Набигулаевич, наш читатель Заур Абакаров из города Буйнакска пишет, что страховых компаний и их филиалов в республике стало больше, но у них трудно добиться возмещения ущерба, нанесенного пострадавшим автовладельцам при аварии. Что вы можете сказать по этому поводу?
- О действиях и ответственности других страховых компаний и их филиалов я не хочу говорить. А что касается нашей компании, то сообщаю, что в прошлом году мы выплатили пострадавшим при автоаварии более 26 млн. рублей. Кстати, эти выплаты из месяца в месяц растут. Только за январь текущего года мы выплатили потерпевшим автовладельцам при аварии около 3,6 млн. рублей. На сегодняшний день в Дагестане функционируют, повторяю, 50 страховых компаний. Из них только 24 осуществляли хоть какие-либо выплаты. В прошлом году на долю «Росгосстраха», куда входит и наша компания,приходилось 62 процента от общей суммы, выплаченной всеми страховыми компаниями, действующими в республике.
- Кроме того, нельзя забывать, что страхование - это не только бизнес. По своей природе оно является стабилизирующим фактором развития экономики. Неизбежные потери вследствие аварий на дорогах, природных и техногенных катастроф через систему профессиональных страховщиков равномерно распределяются на все общество и не ложится непосильной ношей на и без того тощий государственный бюджет. В пополнение его доходной части мы вносим большие деньги в виде страховых платежей.
В прошлом году заметно росла сумма, затраченная каждым автовладельцем республики на страхование. Вследствие чего возросла доля страховых платежей в объеме валового регионального продукта. Таким образом, автостраховой рынок - динамично развивающийся сектор экономики. В этих условиях приобретает социальную значимость развитие системы страхового рынка.