Новый барьер для автоперевозчиков
Предприятиям, которые доставляют сотрудников к месту работы на собственном автотранспорте, возможно, придется получать лицензии на пассажирские перевозки. Минтранс настаивает на принятии поправок в закон "О лицензировании" , которые обязывают предпринимателей получать разрешения даже для перевозки рабочих корпоративными автобусами. Кроме этого, Минтранс хочет обязать получать лицензии все фирмы, занимающиеся ремонтно-техническим обслуживанием транспортных средств и перевозками опасных грузов. "Участившиеся в последнее время аварии микроавтобусов заставили нас подготовить поправки в закон "О лицензировании"" , - сообщил "Бизнесу" сотрудник пресс-службы Минтранса.
Ведомство пытается сократить число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с помощью ужесточения лицензирования автобусных перевозок уже не первый год. Чиновников можно понять. Дорожные аварии с участием микроавтобусов сегодня лидируют по числу жертв. По данным Минтранса, на 1 тыс. автобусов приходится 54 ДТП в год. Аварии с участием малогабаритных автобусов происходят чуть ли не ежедневно. По мнению чиновников, лицензирование - едва ли не единственное средство, которое придумано в мире для того, чтобы свести к минимуму число аварий на дорогах. "Мы считаем, что лицензирование всех пассажирских перевозок уменьшит количество дорожно-транспортных происшествий" , - сообщили в пресс-службе Минтранса.
"Прежде чем вводить лицензирование, надо было проконсультироваться с самим бизнес-сообществом, - заявил корреспонденту "Бизнеса" начальник правового управления "Группы Автолайн" Евгений Апполонов. - Аварий, которые происходят с корпоративным транспортом, очень мало, поэтому нет смысла лицензировать один автобус у какого-нибудь небольшого предприятия".
Предприниматели рассматривают введение тотального лицензирования как один из административных барьеров для своей деятельности. "Все эти нововведения, которые, якобы, направлены на борьбу с авариями, - это просто очередной административный сбор, - уверен зампред координационного совета профсоюзов предпринимателей "Лига свободы" Андрей Насонов. - Большинство предприятий станет получать лицензию, скажем так, по договоренности с отдельными представителями Минтранса".
По мнению Насонова, вместо лицензирования надо ввести систему страхования рисков. "Когда разбивается автобус, то никто, кроме водителя, ответственности не несет и родственники никакой компенсации не получают, - объясняет свою позицию Насонов. - Если бы предприятия страховали риски, то в случае аварии родные пострадавших получили бы финансовую поддержку".
Позицию предпринимателей разделяют чиновники Минэкономразвития. Они, как и бизнесмены, выступают за отмену лицензирования пассажирских перевозок, видя в нем препятствие для развития малых предприятий. Кто победит в противостоянии двух ведомств, сейчас сказать сложно. "Надеюсь, что здравый смысл, - отмечает Андрей Насонов, - Минэкономразвития, к счастью, за нас. Будем надеяться, им удастся отстоять нашу позицию".
Кроме пассажирских перевозок, Минтранс планирует ввести лицензирование для фирм, занимающихся ремонтно-техническим обслуживанием автотранспорта и перевозками опасных грузов. "Компании, перевозящие опасные грузы и занимающиеся техническим обслуживанием транспортных средств, должны нести полную ответственность перед потребителями" , - считают в министерстве.
Бизнес категорически не согласен и с этим предложением. "Вряд ли кто-то из чиновников Минтранса может внятно объяснить, как лицензия может повлиять на качество обслуживания и безопасность грузоперевозок, - говорит Андрей Насонов. - К тому же всем прекрасно известно, как фирмы получают лицензии".