3000 евро никому не пожелаем
Тем, кто "разбогатеет" на такую сумму в результате наступления страхового случая при проезде в общественном транспорте, не позавидуешь. Три тысячи причитается пострадавшему, получившему тяжкие телесные повреждения, или родственникам (в случае его смерти). Надеюсь, что таким способом никому из наших читателей не доведется пополнить семейный бюджет. Но сам факт возможности компенсации вреда, причиненного здоровью, или утраты багажа без суда, через страховую компанию - это для наших граждан почти сенсация, к которой, вероятно, придется еще привыкать и перевозчикам, и пассажирам.
Впрочем, последние от нововведения ничего не теряют: им раскошеливаться на страховые взносы не нужно.
Начало обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами в Беларуси было положено одноименным Законом, принятым 9. 01. 2002 г. Но тогда страхование распространялось лишь на перевозчиков, обслуживающих пассажиров в междугородном сообщении. 22. 12. 2004 г. вышел Указ Президента Беларуси N 610 "О некоторых особенностях обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами". Согласно Указу, на страховые выплаты имеют право граждане, пострадавшие при посадке, высадке или во время поездки в пассажирском транспорте на территории республики. Это касается и железнодорожного, и внутреннего водного, и воздушного и, конечно, общественного транспорта (включая "маршрутные" такси).
Даже если перевозчик не успел заключить договор со страховой организацией (БРУСП "Белгосстрах" или БРУП ЭИС "Белэксимгарант"), он несет материальную ответственность в том же объеме, в котором несла бы страховая компания при наличии такого договора.
Лимит ответственности (страховая сумма) установлен в следующих размерах:
3000 евро (в эквиваленте) в случае смерти (гибели) потерпевшего или причинения ему тяжкого телесного повреждения;
60 % от этой суммы (1800 евро) - в случае причинения менее тяжкого телесного повреждения;
20 % (600 евро) - в случае причинения потерпевшему легкого телесного повреждения.
За утрату, недостачу или повреждение багажа - 1000 евро.
Что нужно знать пассажирам
* Одним из доказательств, что пострадавший являлся пассажиром, станет пробитый талон (а в "маршрутках" -купленный билет), месячный (декадный) проездной или документ, подтверждающий право на бесплатный проезд. Но после бесед со страховщиками и транспортниками я поняла: не помешает и пара-тройка свидетелей.
* Если при посадке, высадке или во время поездки жизни и здоровью пассажира "причинен вред" , произошла "утрата, недостача или повреждение (порча) багажа" , первым делом обращайтесь к водителю.
* Если это ДТП, факт будет зафиксирован представителями ГАИ. Если на место вызвана "скорая помощь" , медики также оформят соответствующие документы.
* В других ситуациях вам, скорее всего, придется ехать на диспетчерскую станцию (или конечный пункт), где составят акт о страховом случае на транспортном средстве. Без этого документа страховая компания не начнет действовать.
* Составить акт должны даже в том случае, если вины водителя в причинении ущерба пассажиру нет.
* В случае, если вы, например, оступились при выходе из транспортного средства, а водитель, не заметив этого, уехал, запомните время происшествия и номер маршрута. Но без свидетелей доказать наступление страхового случая в такой ситуации будет очень трудно.
* После составления акта немедленно обращайтесь в поликлинику (травмопункт), чтобы врач, проведя необходимое обследование, дал заключение. Однако для страховой организации этого вряд ли будет достаточно.
По словам начальника отдела страхования от несчастных случаев и болезней Белгосстраха Людмилы Кулак, "лечебные учреждения, как правило, не могут установить степень тяжести телесных повреждений (а именно от этого зависит сумма выплаты). В их компетенции, скорее, вопросы утраты трудоспособности в рамках трудовых отношений. Степень тяжести телесных повреждений для страховщиков устанавливается Государственной службой судебных медицинских экспертиз, которая не входит в систему здравоохранения, но имеет четкие правила отнесения телесных повреждений к различным степеням тяжести".
* Если страховой случай повлек временную утрату пассажиром дееспособности, пострадавший может спокойно долечиться и уже потом обратиться с заявлением в страховую организацию. Однако все равно наряду с медицинскими документами необходимо наличие акта о происшедшем.
* По закону страховое возмещение должно быть выплачено пострадавшему, а в случае его смерти - наследникам в течение 5 рабочих дней после получения страховой организацией всех необходимых документов. Если документы нуждаются в проверке или подтверждении, заявителю сообщают, по какой причине и куда бумаги отправляют.
* Если потерпевший не согласен с суммой выплаты, он может обратиться к страховщику повторно или пойти "выше": после представительства или филиала страховой организации апелляцию можно подать в центральный офис.
Вот повредился багаж...
Не надейтесь, что порванная в автобусе сумка и даже сломанный чемодан станут основанием для выплаты страховой суммы.
Во-первых, потому что "багаж" в городском транспорте имеет совершенно четкие параметры - сумма длин сторон предмета должна превышать 120 см (к примеру, 60х40х20 или 10х110).
Во-вторых, провоз багажа должен быть оплачен отдельным талончиком, что наблюдается у нас весьма редко.
В-третьих, нужны доказательства, что пострадал он именно в результате проезда в транспортном средстве.
Имейте в виду, что
- если вы упали и сломали ногу на лестнице, ведущей к платформе метрополитена, то ответственность перевозчика на такой случай не распространяется;
- вряд ли будет выплачено страховое возмещение и тогда, когда в результате ЧП на транспорте у пассажира произошло обострение хронической болезни (инфаркт, инсульт и т. д. ): в этом случае практически невозможно доказать причинно-следственную связь между поездкой и приступом.
Счет на миллиарды
В этой страховой истории есть несколько моментов, требующих дальнейшего изучения и, возможно, корректировки.
Страховщики утверждают, что суммы страховых выплат, как и суммы страховых взносов устанавливались где-то "наверху". "В данном случае, - сказала Людмила Аркадьевна, - слишком тонка грань между менее тяжкими и более тяжкими телесными повреждениями в отличие, скажем, от добровольного страхования от несчастных случаев: там выплаты дифференцированы более четко - в процентном выражении от страховой суммы".
КУП "Минсктранс" волнуют другие вопросы. В течение года предприятие должно уплатить страховой взнос в размере 4, 5 млрд рублей. Приличная нагрузка на бюджет.
По моим приблизительным подсчетам, если все страховые случаи закончатся выплатой в среднем 1800 евро (что маловероятно), 4 с половиной миллиарда - даже с учетом всех отчислений - рассчитаны примерно на 700-800 таких случаев. 2-3 предполагаемых пострадавших ежедневно - это круто...
А что думают о нововведении потенциальные пассажиры?
Александр, инженер, 45 лет: "Может быть, сейчас страховые компании работают по-другому, но, помнится, страховку за погибшего в результате несчастного случая отца мы не могли получить почти 2 года... "
Наталья, менеджер, 28 лет: "Если взнос вношу не я и если в результате нововведения не подорожает проезд в транспорте, то я обеими руками - за: по судам ходить дороже обойдется".
Людмила Степановна, пенсионерка, 63 года: "Боюсь, что таким, как я, вряд ли удастся доказать что-то и суду, и страховой компании".
Валерий, студент: "Нормально! При таких тарифах, если что случится, на этом можно заработать".
Мы желаем, чтобы никому из наших читателей "транспортная" страховка не понадобилась. Но если вдруг что случится, расскажите нам, насколько это просто - воспользоваться ответственностью перевозчика перед пассажирами.
Photo. ByMedia. net