Перейти к основному содержанию

Главная      Экономика

Экономика

ТЕРЯЕМ ВРЕМЯ, ТЕРЯЕМ ДЕНЬГИ

А социальная защита автовладельцев не обеспечивается

Е.КЯНДХУДАЕВА

Разговоры о совершенствовании транспортной инфраструктуры в последнее время слышны все чаще. Одно за другим подписываются кредитные соглашения с международными финансовыми институтами о предоставлении ими средств

на реконструкцию магистральных автодорог, правительством выделяются средства на восстановление дорог местного значения. Все эти мероприятия носят характер капитальных вложений в материальную базу транспортной сферы, но сейчас уже нельзя ограничиваться только этим. Необходимо применять действенную систему экономической безопасности автовладельцев и их социальной защиты, что, будучи менее капиталоемким предприятием, носит гораздо более важный характер.

На данный момент в Азербайджане действует закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами". Подразумевается, что этим путем создан механизм социальной защиты автовладельцев, избавляющихся от необходимости возмещать почти неизбежные убытки из собственных средств.

Мы не будем здесь обсуждать недостатки этого закона, действующего только на территории страны. Поговорим о социальной и экономической защите наших сограждан, выезжающих за рубеж на собственном автотранспорте или выполняющих регулярные рейсы в соседние государства. Дело в том, что если сумма страхового возмещения, установленная в Азербайджане, в половине страховых случаев покрывает расходы на покрытие материального (а иногда и физического) ущерба, то за рубежом размер компенсаций, назначаемых неосторожным или невезучим водителям, не в пример выше, а значит, расходы гораздо более ощутимы, не говоря уже об отличиях в правовой базе разных стран.

Во всем мире эта проблема решается достаточно просто: водителю, пересекающему границу, достаточно приобрести полис обязательного страхования автогражданской ответственности международной страховой системы Green Card, и расходы по любым случаям покрываются за счет его страховщика.

Схема достаточно проста: страховые компании государства, вступившего в Green Card (кстати, это ведомство создано еще в 1949 году), продают соответствующие полисы выезжающему за рубеж лицу. При страховом случае владельцу полиса достаточно предъявить его, и выплаты осуществляются из средств компании. Однако для этого стране необходимо стать членом этой страховой системы, что является достаточно простой процедурой. Между тем с 1999 года, когда Азербайджан был принят переходным (транзитным) членом GC, статус постоянного участника системы до сих пор получен не был.

Укажем, что одно из условий членства страны в GC - это принятие закона о страховании автогражданской ответственности. Он, как мы уже заметили, у нас существует. Второе требование - наличие общей границы со странами, являющимися членами бюро. Для Азербайджана это Иран и Турция, куда, кстати, совершается достаточно большое число поездок как деловых, так и туристических. Третье условие - предоставление страховыми компаниями, намеревающимися работать в этом направлении, финансового обеспечения. Подразумевается, что эти средства будут использованы для экстренных расходов или при невозможности местной компании произвести выплаты. Именно последний пункт и является тем камнем, о который споткнулось это начинание в нашей стране.

Дело в том, что последнее требование может быть выполнено двумя различными способами. Это либо создание страховыми компаниями депозита в одном из западноевропейских банков, в определенном размере соответствующем численности зарегистрированных в стране автотранспортных средств, либо передача всех страховых рисков западноевропейским же страховым компаниям.

Поскольку азербайджанские страховые компании, входящие в состав местного бюро, оказались не в состоянии выделить требуемую для депозита сумму, пришлось выбрать вторую альтернативу. Однако это решение должно сопровождаться предоставлением со стороны правительства, курирующего страховую сферу, стандартного письма на адрес головного офиса Green Card. Этот документ является своеобразным государственным подтверждением правомочности страховщиков представлять интересы клиентов за рубежом.

В письме подтверждается, что страховые компании, имеющие лицензии на страхование автогражданской ответственности, организовали местное бюро GC, подтверждается, что местное бюро имеет финансовые возможности для выплаты возмещений по рискам транспортных средств, попавших в ДТП на территории стран-членов Green Card. Также этим письмом подтверждается, что на территории нашей страны полис GC принимается как действительный документ, и подтверждается, что правительство не будет препятствовать перечислению валюты за рубеж по произошедшим рискам.

Собственно, этим обращением правительство своим авторитетом подтверждает дееспособность азербайджанских страховщиков. Между прочим, это само собой разумеется, если в стране выполняются требования существующего страхового законодательства, так что отказ от подписания письма-обращения в худшем смысле можно трактовать как неуверенность правительства в собственной способности регулировать страховой рынок.

Отметим, что не так давно со стороны лондонского офиса Green Card Азербайджаном были получены новые условия, согласно которым гарантийное обеспечение должно составлять 1 млн. евро, поскольку число находящихся в собственности граждан АР зарегистрированных авто по последним статистическим данным составляет без малого 500 тыс., из них 70% - легковые.

Казалось бы, нет ничего проще, чем предоставить необходимый документ, тем более что правительство в этом случае не несет никаких расходов и даже не берет на себя обязательств, выходящих за пределы его стандартной ответственности. Между тем вопрос до сих пор не решен. Интересно, что по некоторым оценкам ежегодно границу страны с Турцией и Ираном пересекают более 10 тыс. автомобилей с азербайджанскими номерами (данные на 1998-2000 годы, сейчас этот показатель вырос не менее, чем вдвое). Даже при том, что потенциальный зарубежный перестраховщик спустил свои тарифы и стоимость полиса GC для наших соотечественников теперь колеблется в пределах 24-711 евро (в зависимости от срока - от 15 дней до года и назначения транспортного средства), ежегодно страна теряет значительную сумму по нереализованным полисам.

Даже если взять минимальное число выезжающих авто в 5 тыс. ежегодно, что нереально, и средний срок пребывания за рубежом в 3 месяца (значит, тарифы составят 150 евро), мы только за год потеряли 750 тыс. евро. За пять лет ожидания, если бы страховые компании-учредители местного бюро GC взяли на себя финансовое обеспечение, эта цифра уже составила бы 3, 750 млн. евро, и это только по самым минимальным оценкам. Между тем речь идет не только о неполученных доходах - выезжающие граждане вынуждены приобретать страховой полис GC при пересечении границы, то есть эти же деньги расходуются вне пределов Азербайджана.

Следует также учесть близкую перспективу вступления в 2006 году в члены Green Card России, уже подавшей в головной офис соответствующее заявление. Это означает, что год-полтора спустя финансовые потери вырастут не менее чем в два раза, если учесть частоту движения автотранспорта в северную сторону.

А ведь убытки не исчисляются только уходящими из страны наличными деньгами. Не следует забывать о налогах, невыплаченных в госбюджет с прибыли страховщиков.

В результате затянувшегося ожидания местное бюро Green Card было вынуждено вновь отправить документы в Лондон для возобновления процесса. Как от этого страдает внешнеполитический имидж Азербайджана, остается только догадываться, но не следует забывать, что GC является одной из структур Экономической комиссии при ООН. Сейчас все еще ожидается гарантийное письмо от правительства, которое должно решить основную проблему - доверие зарубежных партнеров к отечественным страховщикам.

Сейчас в состав местного бюро входят 12 компаний, и перед ними в том числе поднимался вопрос полного перестрахования рисков GC в европейских компаниях. Этот ход фактически является альтернативой депозиту, и согласно последним предложениям головного офиса после получения официального письма остается создать фонд страхового обеспечения в размере 200 тыс. евро, причем этот капитал может быть сформирован уже на территории Азербайджана в одном из местных банков - следовательно, кажущийся "отток" денег из страны, происходящий при перестраховании рисков за рубежом, которого так опасаются недальновидные чиновники, не произойдет. Наконец, компаниям-членам местного бюро Green Card останется взять на себя обязательства по вторичному перестрахованию 5-10% рисков - и вопрос практически решен.

Между тем пока затягивается решение процедурных вопросов, азербайджанские страховщики приступили к реализации полисов GC соседних стран - полноправных членов этой международной страховой системы.

ГЛАВА ГФСЗ ОТБЫВАЕТ В ЖЕНЕВУ

Председатель Государственного фонда социальной защиты (ГФСЗ) Азербайджана Салим Муслимов примет участие в заседании бюро Международной ассоциации социального страхования (МАСС), которое пройдет 8-11 февраля в Женеве, сообщили агентству "Интерфакс-Азербайджан" в пресс-службе фонда.

"Глава ГФСЗ является членом бюро и 7 февраля вылетает в Женеву. На заседании будут избраны вице-президенты МАСС, члены стратегического комитета, новое руководство технического комитета, а также будет обсуждена подготовка к сессии совета ассоциации, намеченной на 15 сентября", - сказал представитель пресс-службы.

Собеседник агентства напомнил, что в 2004 году ГФСЗ стал полноправным членом МАСС. В настоящее время ассоциация объединяет 275 организаций социального страхования из 148 государств. Основной целью организации, учрежденной в 1927 году, является проведение единой политики в области социальной защиты населения, усовершенствование системы социального страхования и содействие решению социальных проблем.

ДЕЛЕГАЦИЯ АГЖД В ТБИЛИСИ

Делегация Министерства транспорта Азербайджана под руководством главного инженера Азербайджанской государственной железной дороги (АГЖД) Назира Гурбанова в понедельник отправилась в Тбилиси

для участия в первом заседании рабочей группы по строительству железнодорожной ветки Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Баку (Азербайджан), сообщили агентству "Интерфакс-Азербайджан" в АГЖД.

"Главный инженер железной дороги отправился в Тбилиси, где 7-8 февраля пройдет первое заседание рабочей группы по проекту строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Баку, в рамках которого ожидается обсуждение вопроса создания трехстороннего консорциума по реализации проекта с участием представителей железнодорожных ведомств стран-участниц - Азербайджана, Грузии и Турции", - отметил источник в управлении АГЖД.

По словам представителя управления, "документация по оформлению консорциума будет утверждена, скорее всего, на одной из очередных встреч, а в Тбилиси стороны обсудят детали проекта, финансовые и организационные аспекты, а также компоненты нормативной базы создаваемого консорциума".

Как сообщалось, проект оценивается примерно в $350 млн., почти 60% этой суммы будет затрачено на строительство турецкого участка, а остальные средства - на прокладку грузинского участка дороги. Общая стоимость проекта, предусматривающая также создание необходимой инфраструктуры, достигнет примерно $600 млн.

ТЕРЯЕМ ВРЕМЯ, ТЕРЯЕМ ДЕНЬГИ

ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КУРС КАРДИНАЛЬНОГО УСКОРЕНИЯ

Саттар Сафаров, председатель комиссии ММ по экономической политике, д.э.н., профессор

Президент Азербайджана взял курс на кардинальное ускорение социально-экономического развития страны и повышение уровня жизни народа.

Темпы роста ВВП в 2005 году запланированы на 14, 1 процента, 2006-м - 24, 9 процента, 2007-м - 30, 1 процента. Это трехкратное увеличение ВВП и двухкратный рост производимой на душу населения (2264 доллара) продукции. Если сказать, что таких темпов прироста ВВП в Азербайджане не предусматривались и не было никогда, это не преувеличение. Такие высокие темпы имели место лишь в отдельных регионах мира, специальных экономических зонах, таких, как в Шенджене, Шанхае (район Пудун), Китае, в которых прирост продукции в отдельные годы составлял 25 и более процентов. Сегодня в большинстве стран темпы роста ВВП невелики. Среднегодовой темп роста мировой экономики в 1993-2003 гг. составлял 2%. Важнейшая задача всех ветвей государственной власти - мобилизовать усилия и обеспечить выполнение курса президента страны и сохранить на долгие годы высокие темпы прироста ВВП. Разработана стратегия и утверждены Государственные программы об основных направлениях долгосрочного социально-экономического развития республики и повышения уровня жизни населения. Для реализации курса президента создана соответствующая законодательная база, определены источники их финансирования. Реализуются меры по направлению усилий всей системы и структуры управления, предпринимательской активности, экономического творчества всех слоев населения к выполнению курса президента и обеспечению сохранения на долгие годы высоких темпов прироста ВВП.

Ошибочны мнения тех экономистов, которые считают, что любое вмешательство государства "нарушает равновесие экономики, противоречит принципам рыночной организации экономических процессов". Следует иметь в виду, что в рыночной системе хозяйства государство не уходит от экономики. Изменяются лишь принципы, формы и методы ее воздействия на экономику.

В руках государства сосредоточены мощные инструменты: налогово-бюджетное, денежно-кредитное, тарифное, антимонопольное регулирование; кадровая политика, контроль за профессиональным соответствием менеджеров не только государственных, но и ведущих корпоративных организаций; арбитражные процедуры. Особую роль играет законодательная машина, гарантирующая квалифицированное, без излишних популистских рассуждений, законодательное обеспечение и корректировку установок экономической политики, а также равноправную защиту всем экономическим агентам при осуществлении экономической деятельности.

Государство определяет общие нормы, единые правила функционирования и развития для всех субъектов рыночной экономики. Однако определяя законом правила игры, превращается в главного управляющего и координирующего органа всей хозяйственной системы страны. Для реализации президентского курса государство должно:

- на базе дальнейшего укрепления социально-политической стабильности обеспечить мобилизацию в хозяйственный оборот всех ресурсов экономического и интеллектуального потенциала страны, способствовать (содействовать) переориентации экономики на развитие высокотехнологичных секторов; наряду с развитием нефтяного сектора, как базовой отрасли экономики, обеспечить опережающие темпы роста ненефтяного, особенно несырьевого сектора экономики. Этот сектор может на долгие годы поддержать высокие темпы экономического развития за счет сокращения зависимости экономики республики от экспортных цен на сырье, формируемых на мировых рынках;

- обеспечить сбалансированность социальной и инвестиционной политики, развития производственной и социальной инфраструктуры, добывающих и обрабатывающих сегментов хозяйств регионов;

- используя опыт стран создать в регионах республики "особые", "свободные", "промышленные", "специальные", "экономические" зоны, обеспечить опережающие темпы экономического роста регионов республики;

- максимально стимулировать производственную интеграцию с наиболее высокотехнологичными и конкурентоспособными отраслями экономики развитых стран, привлечение иностранного капитала, в том числе иностранные инвестиции в экономику, особенно в регионах республики;

- на базе вовлечения в хозяйственный оборот альтернативных, возобновляемых источников энергии, воздействовать повышению эффективности и качественной структуры управления экономикой, способствующей кардинальному ускорению экспортоориентированных и конкурентоспособных производств;

- обеспечить координированное воздействие бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой, процентной, тарифной, антимонопольной политики на опережающие темпы развития ненефтяного сектора экономики, особенно в регионах республики.

Государство, изменяя правила игры в функционировании субъектов рыночных стуруктур, может существенно влиять на развитие экономики. Практика многих стран свидетельствует, что бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, процентной, структурной, инвестиционной и т. д. политикой государство может существенно повлиять на ускорение темпов роста экономики.

Например, США, стремясь оживить национальную экономику, снижали учетные ставки банковских кредитов до уровня инфляции. Это дало толчок развитию экономики этого государства. Применение таких шагов возможно при условии, если для банковской системы стабильное экономическое развитие страны важнее, чем прирост собственной прибыли.

В Азербайджане, во-первых, 75 процентов кредитов являются кратковременными, во-вторых, кредитные проценты (1620 процентов) выше, чем средняя норма прибыли в экономике в целом. В этих условиях банковский сектор не может должным образом повлиять на ускорение темпов экономического роста.

Следует переходить от социально направленного бюджета к бюджету развития (менять социальную ориентацию бюджета, направив ее на создание новых производственных и социальных инфраструктур, увеличение конкурентоспособных и экспортоориентированных производств, создание новых рабочих мест, повышение производства на душу населения и заработной платы и т.д.), переход от унифицированного (единой налоговой ставки по отраслям и регионам республики) к дифференцированному налогообложению (дифференциации ставки налогов по регионам и отраслям республики, стимулировании экономической активности в регионах республики), от краткосрочного к долгосрочному банковскому кредиту (от коротких денег к "длинному"), от "дорогого" к "дешевым деньгам", процентным ставкам кредитов и т.д.

ГЛАВА ГФСЗ ОТБЫВАЕТ В ЖЕНЕВУ

ДЕЛЕГАЦИЯ АГЖД В ТБИЛИСИ

ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КУРС КАРДИНАЛЬНОГО УСКОРЕНИЯ