И снова поправки к "автогражданке"
Доходы страховщиков так велики, что даже их сторонники призывают поделиться
В Госдуму внесен очередной закон, касающийся "автогражданки". Предлагается не ограничивать общую сумму выплат при наличии нескольких пострадавших в ДТП, а платить каждому пострадавшему до 120 тыс. рублей за поврежденный автомобиль и до 160 тыс. за вред, причиненный жизни и здоровью. Однако о снижении страховых тарифов речь не идет, в лучшем случае они останутся без изменений.
Действующий Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств" ограничивает сумму страховых выплат за поврежденный автомобиль - 120 тыс. рублей при одном пострадавшем и 160 тыс. рублей, если пострадавших несколько. В последнем случае эта сумма делится на всех пострадавших. То же самое касается вреда жизни и здоровью - 160 тыс. рублей при одном пострадавшем и 240 тыс. рублей при нескольких пострадавших, причем страховая сумма опять же делится на всех.
Депутат Госдумы и президент всероссийского союза страховщиков А. Коваль предлагает выплачивать каждому пострадавшему в ДТП до 120 тыс. рублей за разбитую машину и до 160 тыс. рублей за вред жизни и здоровью, причем независимо от общего числа потерпевших. По мнению депутата, страховщики с такими выплатами справятся, так как сейчас платят пострадавшим в ДТП значительно меньше положенных 80% от общей суммы собранных ими денег.
За первый год действия "автогражданки" (с 1 июля 2003 г. по 30 июня 2004 г.) страховщики собрали с автовладельцев 48 млрд. рублей, а выплатили страховок на 8 млрд. (17% от собранных страховых взносов). За четыре последующих месяца (июль-октябрь 2004 г.) страховые выплаты составили уже 7, 2 млрд. рублей (45% от взносов, собранных за этот период). По оценке А. Коваля, с учетом еще не сделанных платежей за случившиеся в эти месяцы ДТП общая сумма выплат составит около 60%.
Сейчас Госдума изучает представленные страховыми компаниями данные. У одних компаний сумма выплат составляет 35% от собранных средств, у других приближается к 100%. В выигрыше оказались те, кто работает в мегаполисах и страхует дорогие иномарки с мощными моторами. Менее прибыльна "автогражданка" в сельской местности, где тариф снижен за счет коэффициентов, а население главным образом ездит на отечественных малолитражках.
Базовую ставку тарифа на "автогражданку" устанавливает правительство и затем пересматривает в зависимости от результатов деятельности страховых компаний. Главное условие - 80% собранных денег должны уходить на страховые выплаты. Однако снижение тарифа, по словам А. Коваля, не планируется. Нынешний тариф, по мнению депутата, он же, напомним, председатель всероссийского союза страховщиков, является оптимальным.