Перейти к основному содержанию

Главная      СИЛА ТОРМОЖЕНИЯ

СИЛА ТОРМОЖЕНИЯ

Сколько бы ни обсуждали все минусы закона о страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, все-таки сама его идея положительная. В идеальном варианте, пострадавший в ДТП (при условии, конечно, что он не виноват) через некоторое время (до одного месяца) получит деньги. А хватит ли их на ремонт автомобиля, зависит в конечном итоге от самого владельца. Раньше, до вступления в силу закона об ОСАГО, получить хотя бы такие деньги было практически невозможно.

В теперь уже далеком декабре 2002 года поздним вечером супруги Л. с маленьким ребенком возвращались домой из стоматологической клиники. Их "Мерседес" двигался по Советскому проспекту. Было темно, шел мокрый снег, дорога скользкая, вместо двух рядов фактически остался только левый - правый оказался скрыт толстым слоем льда. Ольга Л. осторожно вела машину, не более 40 км/ч, с трудом разглядывая дорогу через ветровое стекло. Автомобилей почти не было.

Проехали перекресток на Алябьева. Внезапно справа послышался резкий сигнал клаксона. Ольга автоматически попыталась уйти влево на трамвайные пути, но было уже поздно. Справа по абсолютно обледеневшему участку пути ее обходил "Гольф": вышло так, что вместо обгона водитель не смог удержать машину на льду и со всего маха въехал в правый борт "Мерса". От удара "Гольф" отбросило в сторону, где он уже другим бортом ударился о припаркованный на стоянке "Опель-Рекорд". Но и после этого не смог остановиться, а покатился дальше. Замер только через 50-70 метров.

В первый момент после аварии Ольга испугалась только за своего ребенка, села на заднее сиденье, осматривала и успокаивала его. Разговаривать с водителем "Гольфа" пошел ее муж - Виктор. Каково же было его удивление, когда он услышал первые слова: "Ты, такой-сякой, как будешь мне восстанавливать машину"? Виктор попытался объяснить ему, что это его вина, что он кроме своей собственной, разбил еще две машины. Но его не хотели слушать. Поняв, что разговаривать бесполезно, хозяин поколоченного "Мерса" вызвал сотрудников ГАИ. Прибывшие на место ДТП милиционеры быстро разобрались в этом деле и привлекли водителя "Гольфа" Ю. Аляутдинова к административной ответственности. Попутно назначили автотехническое исследование, для определения виновного в ДТП с технической точки зрения, по следам, оставшимся на автомобилях. Как выяснилось потом, сделали это очень кстати.

Водитель "Гольфа" свою вину в ДТП не признал, явившись в ГАИ для "разбора полетов", ни в одном протоколе не расписался, что было зафиксировано в присутствии понятых. Далее он просто заявил Виктору, что тот денег с него не получит.

Завершив все "гаишные" формальности, проведя экспертизу о стоимости восстановительного ремонта, Виктор обратился в суд с заявлением о взыскании причиненного ущерба. Мировой судья 4-го судебного участка Ленинградского района И. Гурьева признала Аляутдинова виновным в совершенном ДТП и взыскала с него стоимость восстановительного ремонта.

Казалосьбы, вопрос решенный. Тем более, что Аляутдинов - предприниматель, владелец магазина, и для него каких-то 15000 рублей -заплатил и спи спокойно. Однако -нет. Решив, видимо, что услуги адвоката стоят дешевле, виновник ДТП обратился в Ленинградский суд с апелляционной жалобой. Однако Фемида оставляет решение мирового судьи в силе и Виктор получает исполнительный лист, обращается к судебным приставам-исполнителям о взыскании. А там Аляутдинова уже знают: оказывается, он злостный неплательщик штрафов и иных платежей. Причем не платит уже больше года. Тем не менее, пристав выносит постановление о задержании машины виновника ДТП и предпринимает все законные меры для взыскания долга. Проходит приблизительно полгода. И вдруг сюрприз - судебный пристав извещает о приостановке исполнительного производства. Оказывается, ответчик обратился в Калининградский областной суд с заявлением о пересмотре дела в порядке надзора с одновременным ходатайством о приостановлении исполнительного производства. Однако Президиум Калининградского областного суда в конечном итоге не нашел оснований для отмены решения мирового судьи. Между тем, с момента аварии прошло полтора года. Виктор давным-давно отремонтировал и продал свою машину. Но после такого решения Президиума он вновь воспрял духом: ну наконец-то, ему возместят весь ущерб. Но Аляутдинов, ставший, по всей видимости, уже большим докой в невозвращении долгов, подает жалобу на действия судебного пристава-исполнителя. Исполнительное производство уходит в суд, суд назначает дело к рассмотрению, а Аляутдинов туда не ходит: то он болен, то в командировке. В общем, заявил, а там будь что будет: главное, никто деньги не взыскивает.

Со дня ДТП прошло два года. И тут очередной сюрприз: по жалобе Аляутдинова ГАИ отменяет Постановление о привлечении его к административной ответственности. (Хотя всем известно, что срок обжалования Постановлений ГАИ - 10 дней.) И виновник бежит в суд, с заявлением о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Виктор в свою очередь обращается в соответствии с положениями КоАП в областную прокуратуру с заявлением о принесении протеста на Постановление ГАИ, поскольку, согласно процессуальному законодательству, последнее обжалованию не подлежит. Спустя месяц из прокуратуры пришел самый "веселый" ответ: то, что Вы обратились в прокуратуру, конечно, правильно, но вы еще можете обратиться в суд, поскольку такое право предусмотрено Конституцией РФ. И все. Точка. Теперь уже Виктор пошел в суд с жалобой на действия ГАИ. На первое заседание сотрудники ГАИ не явились. Посмотрим, что будет дальше, ведь дело еще не закончено. Прошло всего лишь два с лишним года.

Любовь ИГОРЕВА