КАК МЫ СТРАХОВАЛИ "АВТОГРАЖДАНКУ"
Чтобы это было "дешево и сердито", надо иметь маленькую машину и большой опыт вождения
К нашему удивлению, мы оказались не единственными и, как нам объяснили, далеко не первыми клиентами страхкомпании, пришлось пережидать "очередь" из одного человека.
СТРАХОВКА ДЛЯ БЕДНЫХ
- Идет народ страховаться? - интересуюсь у принимающей нас начальника одного из управлений компании Анны Баклановой.
- Да, уже было около двух десятков человек, несмотря на то, что мы работаем по этому виду страхования только несколько дней, с момента получения бланков новых полисов..
И вот бланк полиса у нас в руках. Внешний вид этого документа, прямо скажем, не впечатляет. Желтоватая, тонкая, почти прозрачная бумага, не имеющая никаких видимых элементов защиты, нет даже водяных знаков. Разве что в левом верхнем углу отпечатаны пять зеленых букв: МТСБУ - логотип Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, плюс имеется серия и номер. Такой бланк легко подделать даже на цветном принтере, не говоря уже о более серьезной технике. Да и разобраться с полисом простому человеку - задача нелегкая, ибо поясняющий текст на обороте не адаптирован для неподготовленого читателя.
- Что такое "третий тип" договора? - спрашивает у меня Юра.
- Это именно то, что тебе нужно, если хочешь сэкономить. Как говорится, "страховка для бедных", ведь тут четко определено, о каком автомобиле идет речь и кто будет им управлять. А если страховщикам все ясно, полис обойдется дешевле.
Анна Бакланова подтверждает мои слова:
- Действительно, договоры третьего типа наиболее приемлемы для физических лиц, у которых круг тех, кому они могут доверить свой автомобиль, ограничен ими и их близкими, числом не более пяти человек, включая страхователя машины. Взгляните: в этой графе полиса должны быть указаны не только фамилии этих людей, но и данные их водительских "прав", в том числе стаж за рулем, то есть они идентифицированы. Если же вы хотите застраховать ответственность по первому типу, то есть полис "безымянный", в нем только указано, какого автомобиля он касается, придется заплатить больше. Объяснение простое: страхкомпания не знает, сколько людей будут управлять этой машиной, каков их водительский опыт, поэтому риск, что они могут оказаться виновными в ДТП, увеличивается. Такой договор более удобен и для организаций, в которых водители могут меняться, в этом случае полис переоформлять не надо. Ну и договор второго типа не касается конкретного авто и выгоден, в частности, тем, у кого несколько машин, даже если они разных категорий: мотоциклы, легковые, грузовые.
БОНУС-МАЛУС "ПО ПЕРВОЕ ЧИСЛО"
Начинаем оформлять полис. Юра прислушался к моему совету, решив выбрать самый дешевый вариант и страховать ответственность по третьему типу договора, причем только свою. Г-жа Бакланова попросила его предъявить "права", технический паспорт на машину, свой паспорт и идентификационный код. Наличие самого автомобиля в данном случае страховщикам не нужно, потому что страхуется не "железо", а ответственность человека, им управляющего, за ущерб, нанесенный им третьим лицам.
- На какой срок будете страховать? Год? Правильно, что на максимальный срок, ведь надо учитывать не то, сколько сэкономите денег, а как часто пользуетесь машиной. Если ездите только в теплое время года - страхуйтесь на 6 месяцев, но заплатите не половину годичной суммы, а 70%. Минимальный срок страховки - 15 дней, но смысл ее - разве что техосмотр пройти... Льгот, у вас, наверное, нет, вы ведь не пенсионер?
- Тьфу-тьфу, и не инвалид! - здоровяк Юра, бывший десантник, стучит по столу. - Лучше быть молодым, здоровым и богатым, чем платить вдвое меньше за страховку, как пенсионер или инвалид II группы. (Это я его по дороге "просветил", в ответ на вопрос: может, ему льготы какие положены? - Авт.).
Первый этап - заполнение анкеты. В нее вносятся данные как о машине, так и о ее владельце, чтобы можно было рассчитать величину страхового платежа, который определяется как произведение базового платежа (291, 49 грн.) на поправочные коэффициенты. Небольшой объем двигателя у Опель "Астра" (1600 куб. см) сразу снижает сумму на 29%. Но так как машина зарегистрирована в Киеве, где движение интенсивное, то повышающий коэффициент, равный 1, 8, вмиг увеличивает стоимость полиса до 372, 52 грн.
К счастью, эта цифра окончательная, ведь коллега за рулем уже 20 лет и имеет право на то, чтобы показатель учета водительского мастерства был равен 0, 9-1, а не 1, 2-1, 5, как для новичков. Юрик облегченно вздыхает, ибо я его стращал, что придется выложить минимум сотню баксов. Но если бы киевскую машину с таким же литражом страховал я, то, учитывая нулевой водительский опыт, мне пришлось бы уплатить 558 грн.
Прошло четверть часа - и документ готов.- Почему "1", а не "0, 9" за водительский стаж? - обращаюсь к Анне Баклановой.
- Законом предусмотрены такие коэффициенты, мы их и применяем. Для автомобилей с двигателем более мощным, чем 1, 6 л, берем нижнюю границу "вилки".
- А как насчет бонус-малуса? - щеголяю "прикольным" термином из закона, обозначающим при последующем страховании призовые скидки за безаварийную езду в течение срока действия полиса.
- Приходите за бонус-малусом через годик, - улыбается Анна Борисовна. - Если будет ваш коллега аккуратно ездить, выпишем ему "и бонус, и малус".
- Пожалуйста, "по первое число", - добавляет "виновник торжества".